28. Организация технического обслуживания и ремонта оборудования

17 марта 2023, 08:17

28. Организация технического обслуживания и ремонта оборудования

ТОИР — ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ

Когда речь идет об успешном функционировании транспортной компании, техническое обслуживание и ремонт являются двумя ключевыми компонентами, которые необходимо принимать во внимание. При правильной оптимизации операций технического обслуживания и ремонта транспортные компании могут достичь максимальной эффективности в долгосрочной перспективе. Поэтому оптимизация технического обслуживания и ремонта транспортных средств является залогом успеха в этой области.

28. Организация технического обслуживания и ремонта оборудования

Содержание
  1. Система технического обслуживания и ремонта автомобилей введение
  2. Цели и задачи ТОиР
  3. В статье рассказывается
  4. Глава 1 Основные положения системы технического обслуживания и ремонта автомобилей
  5. Организация работ по техническому обслуживанию
  6. Как экономить на ТО
  7. Какие функции должны быть у программы для автоматизации ТОиР?
  8. История системного подхода к ТОиР
  9. Второе техническое обслуживание
  10. Как часто нужно проводить ТО
  11. Ежедневное техническое обслуживание автомобиля
  12. Сезонное техническое обслуживание
  13. Стратегии ТОиР
  14. Пассивное (аварийное) обслуживание
  15. Планово-предупредительное обслуживание
  16. Обслуживание по состоянию
  17. Проактивное обслуживание
  18. Преимущества оптимизации технического обслуживания и ремонта транспорта
  19. Шаги, которые необходимо предпринять для оптимизации технического обслуживания и ремонта
  20. Программы ТОиР
  21. Планирование ТОиР
  22. Особенности внедрения ТОиР
  23. Что дает автоматизация ТОиР
  24. Состав ТОиР
  25. Виды технического обслуживания
  26. Виды ремонтов
  27. Первое техническое обслуживание
  28. Заключение

Система технического обслуживания и ремонта автомобилей введение

Главная задача системы
технического обслуживания автомобилей
заключается в обеспечении транспортного
процесса работоспособным подвижным
составом при оптимальных трудовых и
материальных затратах.

Чтобы обеспечить
работоспособность автомобиля в течение
всего срока эксплуатации, необходимо
периодически поддерживать его техническое
состояние специальным комплексом
технических воздействий, которые в
зависимости от назначения и характера
можно разделить на две группы:

Комплекс
мероприятий первой группы составляет
систему
технического обслуживания,
а второй — систему
восстановления (ремонта).

Техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) — мероприятия, связанные с поддержанием и восстановлением работоспособности объекта (как правило, оборудования) при использовании его по назначению, хранении или транспортировке. Если игнорировать ТОиР, срок службы оборудования сокращается, увеличивается частота и длительность простоев, что снижает прибыль бизнеса.

К мероприятиям ТОиР стоит отнести:

Все они взаимосвязаны.

К системам класса ТОиР причисляют все сопряженные с этими процессами инструменты (в т.ч. программные), техническую документацию и логистику, в частности, связанную с закупкой запчастей.

В зависимости от типа оборудования ТОиР может регламентироваться ГОСТами, конструкторской документацией и инструкциями по эксплуатации оборудования от производителя. По данным McKinsey на ТОиР требуется от 10 до 25% эксплуатационных расходов оборудования.

ТОиР можно реализовывать собственными силами, создав специальное подразделение, или отдавать на аутсорсинг. В современном мире ТОиР и его аспекты автоматизируется при помощи специализированных программных решений, включая системы класса help desk для автоматизации процесс постпродажного и выездного сервиса.

Цели и задачи ТОиР

Как следует из определения, основная цель ТОиР — поддержание работоспособности оборудования, т.е. увеличение срока его эксплуатации и уменьшение вероятности отказа.

Эта глобальная цель связана с более материальными стремлениями бизнеса:

Невнимание к ТОиР снижает срок эксплуатации оборудования и инфраструктуры.

В итоге более частое обновление или ремонт ведут к росту себестоимости выпускаемых товаров или оказываемых услуг.

К примеру, если не обслуживать автомобили, на которых монтажники выезжают на объекты, добираться до клиентов они будут дольше, а в пути могут застрять из-за непредвиденной поломки.

Таким образом ТОиР напрямую сказывается на эффективности бизнеса.

Для достижения этих целей в рамках ТОиР специальное подразделение или внешний подрядчик на системном уровне решает следующие задачи:

Виды технического обслуживания автомобиля отличаются по срокам и содержанию работ и необходимы для безопасной эксплуатации машины. Регулярный контроль позволит вовремя выявить проблемы и устранить их, пока дело не приняло серьезный оборот. В лучшем случае отложенный техосмотр приведет к дополнительным расходам на ремонт, в худшем — к аварии на дороге.

В статье рассказывается

Замена моторного масла защитит от поломки мотора, а проверка тормозной жидкости — от неприятностей на дороге. И это лишь малая часть того, что важно контролировать. Купив новое авто, техобслуживание рекомендуют проводить с нуля и далее через определенное количество километров на спидометре. Но есть еще и другие — не менее важные виды обслуживания. Все они подробно описаны в статье.

Суть технического обслуживания автомобилей

Под техобслуживанием автомобиля понимают осмотр его «начинки», профилактические мероприятия для поддержания работы авто и мелкий текущий ремонт.

Задача ТО — поддерживать нормальное техническое состояние машины, при котором все узлы и механизмы (а они рано или поздно изнашиваются и выходят из строя) будут исправно работать.

Лучше не дожидаться поломок, потому что ремонт в итоге может оказаться сложным и дорогостоящим.

28. Организация технического обслуживания и ремонта оборудования

ТО (техническое обслуживание), как правило, подразумевает два вида операций.

В специализированной литературе основные виды технического обслуживания автомобилей называются в соответствии с тем, какие проводятся работы:

По итогам контрольно-диагностических мер делаются выводы о необходимости иных действий — например, замена вышедших из строя или отработанных деталей, долив и обновление жидкостей и прочее.

Виды и периодичность операций, проводимых в процессе технического обслуживания, могут отличаться для разных авто. Еще имеет значение величина пробега, сезонность использования и долго ли простояла машина вообще без движения.

28. Организация технического обслуживания и ремонта оборудования

В советские времена, к примеру, ТО проводилось строго по регламенту. Отчасти из-за того, что машины тогда были попроще и уступали современным по техническим характеристикам. Да и вообще за исправностью машин, особенно казенных, принадлежащих организациям, следили строго.

Обязательный осмотр авто и устранение неполадок перед рейсом — закон, который непременно должны соблюдать водители. Это крайне важно, особенно — когда речь идет о перевозке пассажиров или крупноразмерных грузов.

В России действует классификация видов ТО, принятая еще в СССР. Это «Планово-предупредительная система технического обслуживания автомобилей», состоящая из следующих основных пунктов:

  • ТО-1 (первичное техобслуживание);
  • ТО-2 (второе техобслуживание);

28. Организация технического обслуживания и ремонта оборудования

28. Организация технического обслуживания и ремонта оборудования

Сейчас предприятия, выпускающие легковые машины, представляют перечень в немного измененном виде:

Выходит, что сейчас виды ТО для легковушек существуют такие:

Назначение и виды работ, обязательных в рамках технического обслуживания и их периодичность в каждом из случаев устанавливает производитель автомобиля. Все это записано в сервисной книжке.

К примеру, ТО-0 (в общепринятом понимании это ТО-1) положено проводить, когда машина «набегает» 2–2,5 тысячи км (не больше). Далее операции по ТО выполняются после каждых 10–20 тысяч км.

Глава 1 Основные положения системы технического обслуживания и ремонта автомобилей

У нас в стране принята
планово-предупредительная система
технического обслуживания (ТО) и ремонта
автомобилей. Сущность этой системы
состоит в том, что техническое обслуживание
носит профилактический характер и
осуществляется по плану, а ремонт — по
потребности.

Принципиальные основы
данной системы поддержания автомобилей
в технически исправном состоянии
практически сформировались в начале
30-х годов. В 1933 г. была предложена
планово-предупредительная система
ремонта, предусматривающая четыре вида
обслуживания и предупредительный
ремонт. С 1936 г, действовала
планово-предупредительная система с
принудительным осмотром (инспекцией)
автомобилей и выполнением ремонтов по
потребности. В 1943
г. вышло в свет «Положение о профилактическом
обслуживании автомобилей», предусматривающее
проведение ЕО, TO-1,
TO-2,
текущий, средний, и капитальные ремонты.
В «Положениях», изданных в 1947 г., 1949 г. и
1954 г., была увеличена периодичность ТО,
сокращена трудоемкость выполняемых
работ и введено сезонное обслуживание.

В конце 50-х — начале 60-х годов
были выполнены важные работы по теории
эксплуатации и надежности автомобилей,
классификации условий их работы,
организации и технологии ТО и т.д. На
основании всех этих исследований НИИАТ
и другие институты разработали новое
положение, которое начало действовать
с 1963 г. В нем впервые была применена
упрощенная методика корректирования
периодичностей и трудоемкостей работ
по ТО и ремонту автомобилей с учетом
основных условий эксплуатации.
Перечисленные документы способствовали
поддержанию подвижного состава в
работоспособном состоянии. Аналогичные
системы действовали и в других развитых
странах.

Согласно концепции действующей
в нашей стране системы ТО и ремонта,
сформулированной в последнем «Положении
о техническом обслуживании и ремонте
подвижного состава автомобильного
транспорта»  (1984г.),

28. Организация технического обслуживания и ремонта оборудования

техническое
обслуживание включает следующие виды
работ: уборочно-моечные,
контрольно-диагностические, крепежные,
смазочные, заправочные, регулировочные,
электротехническое и другие работы,
выполняемые, как правило, без разборки
агрегатов и снятия с автомобиля отдельных
узлов и механизмов. Если при техническом
обслуживании нельзя убедиться в полной
исправности отдельных узлов, то их
следует снимать с автомобиля для контроля
на специальных стендах и приборах.

Планово-предупредительная
система технического обслуживания
предусматривает следующие виды ТО,
отличающиеся по периодичности, перечню
и трудоемкости выполняемых работ:
ежедневное обслуживание (ЕО), первое
техническое обслуживание (ТО-1), второе
техническое обслуживание (ТО-2) и сезонное
обслуживание (СО).

«Положением» предусматриваются
также два вида ремонтов автомобилей и
его агрегатов: текущий ремонт (ТР),
выполняемый в автотранспортных
предприятиях, и капиталь­ный ремонт
(КР), выполняемый на специализированных
предприятиях.

Каждый вид технического
обслуживания включает строго установленный
перечень работ, которые должны быть
выполнены. Эти операции делятся на две
составные части: контрольную и
исполнительскую. В случае применения
метода доведения автомобиля до требуемого
технического по наработке (I-1)
контрольная и исполнительская часть
практически сливаются, но в случае
применения метода I-2
контрольная часть (диагностическая)
операций ТО является обязательной, а
исполнительская часть выполняется по
потребности, в зависимости от результатов
контроля технического состояния
автомобиля. Это значительно сокращает
материальные и трудовые затраты при
проведении ТО подвижного состава.

Ежедневное
техническое обслуживание
(ЕО) выполняется
ежедневно после возвращения автомобиля
с линии в межсменное время и включает:
контрольно-осмотровые работы по
механизмам и системам, обеспечивающим
безопасность движения, а также кузову,
кабине, приборам освещения; уборочно-моечные
и сушильно-обтирочные операции, а также
дозаправку автомобиля топливом, маслом,
сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью.
Мойка автомобиля осуществляется по
потребности в зависимости от погодных,
климатических условий и санитарных
требований, а также от требований,
предъявляемых к внешнему виду автомобиля.

Первое
техническое обслуживание
(ТО-1) заключается
в наружном техническом осмотре всего
автомобиля и выполнении
контрольно-диагности­ческих, крепежных,
регулировочных, смазочных, электротехнических
и заправочных работ с проверкой работы
двигателя, рулевого управления, тормозов
и других механизмов.

Проводится ТО-1 в межсменное
время, периодически через установленные
интервалы по пробегу, и должно обеспечить
безотказную работу агрегатов, механизмов
и систем автомобиля в пределах
установленной периодичности.

Второе
техническое обслуживание
(ТО-2) включает
выполнение крепежных, регулировочных,
смазочных и других работ, а также проверку
действия агрегатов, механизмов и приборов
в процессе их работы с применением
соответствующих стендов и оборудования.
Проводится ТО-2 со снятием автомобиля
на 1 — 2 дня с эксплуатации.

Сезонное
техническое обслуживание
(СО) проводится 2
раза в год и является подготовкой
подвижного состава к эксплуатации в
холодное и теплое времена года. Отдельно
СО рекомендуется проводить для подвижного
состава, работающего в зоне холодного
климата. Для остальных климатических
зон СО совмещается с ТО-2 при соответствующем
увеличении трудоемкости основного вида
обслуживания.

Необходимый объем,
периодичность и примерные перечни,
выполняемых работ по отдельным видам
ТО (ЕО, ТО-1, ТО-2, СО), приводятся в
«Положении».

Организация работ по техническому обслуживанию

Рекомендуется
следующая форма организации ТО
оборудования:

все
виды работ по нерегламентированному
ТО основного и вспомогательного
оборудования подразделений выполняет
эксплуатационный персонал согласно
Инструкции по рабочему месту;

регламентированное
(плановое) ТО (ТО-1, ТО-2, ТО-3, сезонное
обслуживание – СО) выполняется в
соответствии с перечнем типовых работ
специализированными бригадами пунктов
ТО или подвижной ремонтной мастерской
с обязательным участием эксплуатационного
персонала и механика подразделения;

технические
испытания оборудования, подведомственного
Ростехнадзору, выполняются
специализированными сторонними
организациями по договору с обязательным
участием местных органов Ростехнадзора.

28. Организация технического обслуживания и ремонта оборудования

Система
технического обслуживания и ремонта
оборудования

Система
технического обслуживания и ремонта
(ТОиР) – это комплекс организационных
и технологических мероприятий по
обслуживанию и ремонту оборудования.

Система
ТОиР включает планирование, подготовку,
реали­зацию технического обслуживания
и ремонта с заданными по­следовательностью
и периодичностью. Для этих целей в
Систе­ме ТОиР приведены нормативы
продолжительности межремонт­ных
периодов, ремонтных циклов, простоев и
трудоемкости в ремонте (техническом
обслуживании) оборудования и
техноло­гических агрегатов, примерное
содержание ремонтных работ отдельных
видов оборудования, даны указания по
организации его ремонта и технического
обслуживания.

Система
ТОиР призвана обеспечить:

1)
поддержание оборудо­вания в
работоспособном состоянии и предотвращение
неожи­данного выхода его из строя;

2)
правильную организацию техниче­ского
обслуживания и ремонта оборудования;

3)
увеличение коэф­фициента технического
использования оборудования за счет
повышения качества технического
обслуживания и ремонта, и уменьшения
простоя в ремонте;

4)
возможность выполнения ре­монтных
 работ по  графику,  согласованному
 с  планом  производства;

5)
своевременную подготовку необходимых
запасных ча­стей и материалов.

В
основу Системы ТОиР положено сочетание
технического обслуживания и
планово-предупредительных ремонтов.

В
зависимости от значимости оборудования
в технологиче­ском процессе
планово-предупредительный ремонт может
про­водиться по методу планово-периодического
ремонта и ремонта по техническому
состоянию (послеосмотровый  метод).

Сущность
планово-периодического ремонта
заключается в том, что все виды ремонта
планируются и выполняются в строго
установленные ремонтными  нормативами
сроки.

Сущность
ремонта по техническому состоянию
заключается в том, что все виды и сроки
ремонта устанавливаются в зави­симости
от технического состояния оборудования,
определяемо­го во время проведения
периодического ТО.

Система
ТОиР предусматривает следующие виды
обслуживания и ремонтов:

Техническое
обслуживание – это комплекс работ для
поддер­жания работоспособности
оборудования между ремонтами.

В
зависимости от характера и объема
проводимых работ предусматривает
ежесменное (ЕО) и периодическое (ТО)
техническое обслуживание.

Ежесменное
техническое обслуживание является
основным и решающим профилактическим
мероприятием, призванным обес­печить
надежную работу оборудования между
ремонтами.

В
ежесменное техническое обслуживание
входят следующие основные работы:
обтирка, чистка, регулярный наружный
ос­мотр, смазка, подтяжка сальников,
проверка состояния масля­ных и
охлаждающих систем подшипников,
наблюдение за со­стоянием крепежных
деталей, соединений и их подтяжка и др.

Ежесменное
техническое обслуживание проводится
без остановки технологического процесса.

Периодическое
техническое обслуживание –
это техническое обслуживание, выполняемое
через установленные в эксплуата­ционной
документации значения наработки или
интервалы вре­мени.

Основным
назначением периодического ТО является
устра­нение дефектов, которые не могут
быть обнаружены или устра­нены в
период работы оборудования. Главным
методом ТО является осмотр, во время
которого определяется техническое
со­стояние наиболее ответственных
узлов и деталей оборудования, а также
уточняется объем предстоящего ремонта.

Ремонт
– это комплекс операций по восстановлению
исправно­сти или работоспособности
оборудования и восстановлению ресурсов
оборудования.

В
соответствии с особенностями повреждений
и износа со­ставных частей оборудования,
а также трудоемкостью ремонт­ных
работ, системой ТОиР предусматривается
проведение теку­щего (ТР) и капитального
(КР) ремонтов.

Текущий
ремонт – это ремонт,
выполняемый для обеспече­ния или
восстановления работоспособности
оборудования и состоящий в замене или
восстановлении отдельных узлов и
дета­лей оборудования.

Перечень
основных работ, выполняемых при текущем
ремонте: проведение операций периодического
техни­ческого обслуживания; замена
быстроизнашивающихся деталей и узлов;
ремонт футеровок и противокоррозионных
покры­тий, окраска; замена набивок
сальников и прокладок, ревизия арматуры;
проверка на точность; ревизия
электрооборудования.

Капитальный
ремонт – это ремонт,
выполняемый для вос­становления
исправности и полного или близкого к
полному восстановлению ресурса
оборудования с заменой или восста­новлением
любых его частей, включая базовые.

В
объем капитального ремонта входят
следующие основные работы: мероприятия
в объеме текущего ремонта; замена или
восстановление всех изношенных деталей
и узлов; полная или частичная замена
изоляции, футеровки, противокоррозионной
защиты; выверка и центровка машины;
послеремонтные испы­тания и т. п.

Система
ТОиР не свободна от недостатков.
Непрерывное по­вышение надежности и
ремонтопригодности оборудования требует
внесения соответствующих изменений в
Систему ТОиР.

Основные
направления совершенствования системы
ТОиР.

1.
 Научное обоснование нормативов
межремонтных про­бегов.

2.
 Совершенствование структуры
межремонтных циклов.

3.
 Сокращение времени простоя оборудования
в ремонте и сни­жение трудозатрат на
ремонт.

4.
 Разработка нормативов системы ППР
на остановочные ре­монты.

5.
 Замена средних показателей межремонтных
пробегов диф­ференцированными
показателями с учетом работы оборудова­ния:

6.
 Учет в нормативах процесса старения
оборудования и необ­ходимости
увеличения затрат по мере эксплуатации
оборудо­вания.

Соседние файлы в папке 5.2

Как экономить на ТО

За все виды технического обслуживания автомобилей (за исключением ежедневного) нужно платить.

Возникает вопрос: а обязательны ли все эти процедуры? Может быть, как раз на этой статье расходов можно отлично экономить? Тем более, что современные автомобили — агрегаты высококачественные и надежные (по уверениям производителей), в связи с этим и межсервисные интервалы по ТО постепенно становятся больше.

Что ж, тут к вопросу можно подойти с разных сторон, а именно — формально и фактически.

Формально считается, что если новая машина ни разу не прошла ТО, то на гарантийное обслуживание владелец может не рассчитывать.

А по факту за последние 15–20 лет межсервисные интервалы остались практически прежними. И никому в мире, даже «матерым» производителям, еще не удалось выпустить авто, которому совсем не нужно было бы техобслуживание.

Поэтому, как для новых автомобилей автомобилям, так и для уже «побегавших», ТО — это важная необходимость.

А что касается экономии на прохождении того или иного вида технического обслуживания автомобилей, то это вполне реально. И тут большое значение имеет, действует ли еще на машину гарантия производителя, или ее срок закончился.

28. Организация технического обслуживания и ремонта оборудования

В первом случае нужно посмотреть в сервисной книжке, какие именно гарантийные обязательства берет на себя завод-изготовитель авто.

Практика показывает, что в большинстве случаев для того, чтобы владелец машины мог рассчитывать на гарантийное обслуживание, он непременно должен выполнять требование проходить ТО в каком-либо принадлежащем предприятию-производителю дилерском центре.

А цены на услуги там, как правило, далеко не низкие. Тем не менее большинство автовладельцев соглашаются с этим условием, хотя о его обоснованности можно было бы и поспорить.

Как же сэкономить на ТО, пока машина находится еще на гарантии? Остается лишь поискать среди дилерских центров тот, чьи услуги обойдутся дешевле.

Плюс приобретать необходимые для ТО запчасти не у самих дилеров, а у других продавцов. Это, кстати, может обойтись даже наполовину дешевле, но нужно заранее узнавать у дилеров, работают ли они с материалами, предоставленными автовладельцем, или только со своими.

Хорошо проверить, какие именно виды работ включены в предварительную калькуляцию по ТО. Убедитесь, что туда не вписаны услуги, не считающиеся обязательными (а лишь те, что перечислены производителем в сервисной книжке).

Когда машина уже не на гарантии, на ТО можно экономить более существенно, потому что многие операции достаточно просты и для их выполнения совсем не обязательно обращаться к специалистам. Это, к примеру, замена масла, фильтров (масляного, воздушного, топливного), колодок тормозной системы, свечей системы зажигания, колес (в уже собранном виде).

Для выполнения более серьезных действий вполне можно обратиться в какой-либо автосервис, хорошо себя зарекомендовавший. Цены у них значительно ниже в сравнении с дилерскими центрами.

В любом случае не забывайте, что поддержание хорошего технического состояния автомобиля — это в ваших же интересах. Регламентированное ТО дает возможность своевременно обнаружить и устранить любые неполадки. И тогда машина безо всяких ремонтов будет служить вам долго и исправно.

Вся информация о ценах и партнерах актуальна на момент публикации статьи. Действующие магазины-партнеры Халвы.

Какие функции должны быть у программы для автоматизации ТОиР?

Для автоматизации ТОиР в системе должны быть следующие блоки и функции:

Учитывая, что часть оборудования обслуживается по графику, регламентированному производителем или государством (как, например, лифты), система должна иметь модуль календарного планирования.

Желательно, чтобы график для повторяющихся работ можно было заполнить автоматически (в соответствии с регламентом, которым они определяются).

Еще одной важной составляющей любого современного программного инструмента для бизнеса является система разграничения прав доступа. Сотрудники должны иметь доступ только к тем функциям и данным, которые необходимы им для выполнения должностных обязанностей.

История системного подхода к ТОиР

Системный подход к техническому обслуживанию и ремонту начал формироваться вместе с развитием промышленности.

Изначально ремонты осуществлялись по мере поломки, но чем шире использовалось однотипное оборудование, тем больше можно было собрать данных об отказах.

Это позволило систематизировать обслуживание — появились рекомендации по периодичности ремонтных и регламентных работ.

В Советском Союзе этот процесс прошел в 50-60 годы, благодаря развитию металлургии с похожими технологиями на разных предприятиях. А первый ГОСТ по ТОиР появился в середине 70-х годов прошлого века. В нем были описаны показатели оценки ремонтопригодности оборудования, в том числе трудоемкость.

На тот момент подход к ТОиР был исключительно реактивным. Но по мере развития производства (увеличения тиражей и скорости выпуска продукции) повысилась «стоимость» остановки процессов.

В связи с этим потребовался иной подход — превентивный, позволяющий сократить общую длительность простоев и спланировать затраты на обслуживание.

Толчком к развитию нового подхода стало появление и распространение виброизмерительного оборудования, которое позволило проводить неинвазивные исследования агрегатов и оценивать их актуальное состояние.

Уже в середине 2010-х был выпущен новый стандарт, переосмысливший ТОиР с учетом современных возможностей в аналитике и диагностике оборудования. Современные ГОСТы не фокусируются на стратегиях, но содержат такие понятия, как управление ТОиР.

Второе техническое обслуживание

ТО-2 — это вид технического обслуживания и ремонта автомобилей, подразумевающий выполнения работ, предусмотренных ТО-1, кроме того, добавляют обследование узлов машины.

28. Организация технического обслуживания и ремонта оборудования

ТО-2 подразумевает контроль и диагностику. Здесь предусмотрено больше операций по дозаправке (с учетом пробега авто). Меняется не только масло, но и:

За актуальными акциями по Карте рассрочки «Халва», которые помогут выгодно приобрести необходимые вам товары, можно следить здесь.

Некоторые детали машины в рамках ТО-2 (и в зависимости от пробега) тоже подлежат замене. В случае с легковыми авто – это:

Если говорить о крепежных работах при ТО-2, то в сравнении с ТО-1 их здесь больше. Добавляются затяжки креплений:

Кроме того, в рамках ТО-2 необходимо отрегулировать:

Набор выполняемых при ТО-2 операций составляют с учетом марки и модели авто. Принимается во внимание регламентированный производителем межсервисный интервал.

Как часто нужно проводить ТО

Если говорить о сезонном техническом обслуживании автомобиля, то его проводят два раза в год: весной и осенью.

Одной заменой шин не обойтись: например, весной нужно проверить (и в случае заменить, если нужно) пластиковые и резиновые элементы. Резкие перепады температур или морозы могут снизить эластичность некоторых деталей.

Осенью проверяют аккумулятор, тормоза и т. д.

Плановое техобслуживание проводят через каждые 8–15 тысяч километров. Как правило, частота зависит от марки и модели автомобиля. Поэтому рекомендуемую периодичность следует смотреть в сервисной книге.

ТО-2 проводят через каждые 20–30 тысяч километров. Но периодичность опять же у каждой модели авто будет своя. Чтобы исключить поломку и дорогостоящий ремонт, следует ориентироваться на рекомендации производителя.

Ежедневное техническое обслуживание автомобиля

В случае с легковыми автомобилями ТО, по сути, представляет собой инспекцию главных значимых узлов и агрегатов транспортного средства. Это нужно для безопасности поездки.

28. Организация технического обслуживания и ремонта оборудования

Вот какие операции включает в себя контрольный осмотр:

Вот перечень операций, которые нужно выполнять на контрольных осмотрах во время остановок по пути следования:

По окончании рейса производят:

Сезонное техническое обслуживание

СО (сезоннное обслуживание) подразумевает подготовку автомобиля к зимнему либо летнему сезону.

При смене внешних температурных условий нужно специально позаботиться об обеспечении бесперебойной работы всех агрегатов, деталей и узлов машины.

К примеру, зимой следует использовать менее вязкие смазочные материалы. Кроме того, в холодное время года труднее запускается аккумулятор, сцепление колес с покрытием дороги ослабевает. Появляется необходимость в отоплении салона. Все это нужно предусмотреть.

Для большинства автовладельцев главная операция в рамках сезонного ТО — это замена шин, и они стараются выполнить процедуру одновременно с ближайшим по регламенту номерным ТО.

Для автоматизации ТОиР внутри крупных компаний используются решения отдельного класса — EAM-системы (Enterprise Asset Management). Подобные инструменты ориентированы на крупные предприятия и предназначены для планирования ремонтов и ТО, а также управления выполняемыми работами.

Один из самых распространенных в России представителей этого класса — 1С ТОИР.

Автоматизация в EAM-инструментах вращается вокруг эксплуатируемых объектов — их учета и обслуживания.

Задача инструмента — сократить общие затраты на техническое обслуживание. Но в случае обслуживания оборудования или инфраструктуры сервисной компанией, столь сложных процессов ТОиР нет. К тому же в подобных случаях необходимо иметь систему автоматизации бизнес процессов решения клиентских заявок, которая позволяет вести учет заявок именно в привязке к оборудованию контрагента и даже на конкретной локации.

В системе Okdesk логика строится как раз вокруг заявки и настраиваемых процессов работы с ней.

При этом инструмент позволяет вести учет оборудования, цифровые паспорта инфраструктуры, связывать заявки с конкретными объектами на обслуживании.

В системе различаются инцидентные и регламентные заявки — последние привязаны к календарному планированию, автоматизирован блок ППР, который позволяет создавать необходимое расписание повторяющихся заявок для каждого оборудования. В Окдеск автоматизируют и заявки вне договора абонентского обслуживания, в рамках которых можно вести учет запчастей или платных работ.

Подобная замена идеально подойдет малому и среднему сервисному бизнесу, для которого EAM-решения уровня энтерпрайз избыточны, дороги и слишком масштабны.

Стратегии ТОиР

Исторически сложилось несколько подходов к организации ТОиР — стратегий, описывающих принципы принятия решений о необходимости ремонта в определенный момент времени. Любое обслуживание начинается с выбора одной из них.

Ниже мы описали четыре распространенные стратегии. Первые две отталкиваются от некоторого критического события — поломки. Это реактивный подход, который доминировал в середине прошлого века. Две последующие стратегии — превентивные, их цель — предупредить это событие.

Пассивное (аварийное) обслуживание

Идея этой стратегии заключается в ремонте оборудования только после его отказа.

Такая стратегия позволяет реже обращаться к ремонту и обслуживанию и не тратиться на сбор и обработку данных по обслуживаемым объектам. Условно говоря, сломался датчик уровня топлива — чиним.

Недостаток подхода — полное отсутствие планирования затрат, из-за чего простой при поломке может длиться довольно долго, особенно если для ремонта нужны запчасти под заказ.

Несколько нивелировать недостатки этого подхода помогает договор с сервисной компанией, которая будет заниматься устранением инцидентов с определенными SLA.

Обслуживая большой парк однотипного оборудования, например, вендинговых аппаратов, такая компания может держать склад запчастей и устранять поломку не за 2 недели, как сделала бы собственная служба, а за сутки.

Сегодня такой подход применяется для недорогого оборудования, которое легко заменяется или имеется в резерве и при этом не представляет опасности для человека или окружающей среды.

Экономический фактор здесь является решающим.

Чем «дороже» для предприятия риски, связанные с простоем технологического процесса (вызванным поломкой оборудования) или воздействием аварии на окружающую среду, тем менее продуман такой подход. Важно понимать, что чем дороже этот резерв (складские запасы запасного оборудования), тем ниже ликвидность предприятия.

Планово-предупредительное обслуживание

Статистика эксплуатации определенного типа оборудования позволяет сделать выводы о том, какие агрегаты ломаются быстрее и по каким причинам.

Так появляется возможность прогнозировать обслуживание и ремонт в соответствии с регламентом.

В среднем такая стратегия действительно сокращает аварийный простой оборудования — работы можно назначить на плановые остановки и выполнить несколько операций за один раз.

Поскольку часть узлов окажется обновлена, безотказность повысится. Подход позволяет планировать расходы вперед.

Недостаток стратегии в том, что она основывается не на точных данных о состоянии конкретного агрегата, а на статистике. Часть деталей может выйти из строя раньше срока, другая часть — существенно не доработать свой ресурс. В итоге затраты — как материальные, так и трудовые — растут.

Сейчас подобная стратегия используется для ответственного оборудования, в особенности если его поломка может представлять опасность для человека или окружающей среды.

Как и в случае с первой стратегией, немного оптимизировать эти затраты можно через абонентский договор на обслуживание оборудования с сервисной компанией, включающий не только экстренные, но и предупредительные ремонты (ППР).

ППР минимизируют вероятность простоя оборудования — сельхозтехники, грузовиков, производственных линий, холодильников и т.п.

Для удобства планирования таких работ лучше использовать инструменты автоматизации с их календарным представлением. Такие инструменты есть и в Okdesk.

Обслуживание по состоянию

Статистика заявок, поломок и всех работ, которую тоже стоит вести в help desk системе, собранная не просто по конкретному типу оборудования, а по отдельным его агрегатам, а также инструменты контроля износа этих агрегатов, помогают построить более гибкую стратегию обслуживания — по состоянию.

Стратегия позволяет оптимизировать расходы на фоне классического планово-предупредительного обслуживания.

Проблема стратегии в том, что для ее воплощения в жизни необходимо современное измерительное оборудование, которое сможет оценивать каждый агрегат в отдельности, или системы самодиагностики устройств. Кроме того, нет возможности долгосрочного планирования обслуживания большого парка оборудования.

Проактивное обслуживание

Если помимо статистики отказа агрегатов собирать данные о том, как меняется их техническое состояние во времени, обслуживание можно прогнозировать более точно.

Суть проактивного обслуживания заключается в том, чтобы чинить поломки непосредственно перед их проявлением.

Этот подход строится на идее о том, что дефекты так или иначе присутствуют в оборудовании и со временем развиваются в неисправности. Ремонт же должен снизить скорость развития только критических неисправностей.

Такой подход требует существенных затрат на организацию, зато впоследствии он позволяет оптимизировать расходы на ТОиР. Правда, эта стратегия, как и любая другая, не защищает от поломок, связанных с человеческим фактором.

Преимущества оптимизации технического обслуживания и ремонта транспорта

Оптимизация технического обслуживания и ремонта дает ряд преимуществ, включая снижение эксплуатационных расходов, повышение надежности и безопасности. Оптимизируя эти процессы, организации могут сэкономить деньги, избежав дорогостоящего ремонта или замены из-за небрежности или отсутствия профилактических мер. Кроме того, они могут гарантировать, что их транспортные средства всегда функционируют правильно, проводя регулярные проверки, что повысит их надежность и безопасность на дорогах. Более того, клиенты будут довольны более быстрым временем обслуживания, а также улучшенным контролем качества благодаря оптимальным процедурам технического обслуживания.

28. Организация технического обслуживания и ремонта оборудования

Шаги, которые необходимо предпринять для оптимизации технического обслуживания и ремонта

Для того чтобы оптимизировать техническое обслуживание и ремонт транспортных систем, необходимо предпринять несколько шагов:

Все эти шаги должны быть реализованы для того, чтобы организация могла успешно оптимизировать свою деятельность.

Программы ТОиР

Вручную фиксировать изменения в состоянии техники, формировать прогнозы и отчеты сложно. Требуется анализировать большой объем данных, что отнимает много сил и времени. К тому же есть вероятность допущения ошибок. Просчеты же могут привести к нестабильности в работе автопарка. Из-за некорректно составленного прогноза компания может столкнуться с тем, что важный транспорт и техника в самый ответственный момент выйдут из строя.

Во избежание подобных проблем внедряется и используется специальный программный продукт «MONTRANS.ONLINE», обеспечивающий автоматизацию процессов управления ремонтами и техническим обслуживанием. Благодаря ему сокращаются финансовые траты АТП, исключается человеческий фактор, а значит, к нулю сводится вероятность допущения ошибки при анализе и обработке данных. Автоматизация позволяет управлять ремонтами более эффективно, что дает организации надежность и уверенность в завтрашнем дне. Повышается эффективность ее работы и конкурентоспособность.

28. Организация технического обслуживания и ремонта оборудования

Программа ведения учета ТОиР

Планирование ТОиР

Очевидно, что оптимизация технического обслуживания и ремонта необходима для успешного функционирования успешной транспортных компаний с максимальной эффективностью в долгосрочной перспективе. Существует множество преимуществ, связанных с оптимизацией этих процессов, включая снижение эксплуатационных расходов, повышение надежности и безопасности на дорогах.

Но есть и определенные шаги, которые необходимо предпринять, такие, как оптимизация процессов, внедрение профилактических мер, использование технологий и т. д., если организация хочет, чтобы ее усилия по достижению оптимальной производительности в конечном итоге принесли плоды.

Информационная система с функцией ТОиР «MONTRANS.ONLINE» позволяет составить график планового технического обслуживания и такого же планового ремонта. Внесите сервисные напоминания, и система заранее предупредит Вас о необходимости сервиса, а после выполнения сама пролонгирует срок выполнения следующего, в зависимости от утверждённых Вами условий (пробег, моточасы, время).

Особенности внедрения ТОиР

При внедрении система автоматизации ТОиР и их аналогов необходимо автоматизировать следующие функциональные блоки:

Что дает автоматизация ТОиР

ТОиР — это огромный комплекс мероприятий, фиксировать которые вручную довольно трудозатратно.

Ручная обработка этой информации ограничивает аналитические возможности и плодит ошибки. При это сервисным компаниям, конечно, нет необходимости внедрять все аспекты ТОиР в свою деятельность.

Системы автоматизации ТОиР и help desk системы для автоматизации обслуживания оборудования помогают:

Состав ТОиР

Комплексное понятие ТОиР включает в себя как техническое обслуживание, так и ремонт оборудования. Разберем каждую из этих компонент в отдельности.

Виды технического обслуживания

Периодичность обслуживания может прописывать производитель в технической документации, опираясь на часы наработки, пробеги устройства или временные интервалы.

В этом случае речь идет о регламентированном ТО.

Например, автопроизводитель определяет сервисные интервалы для новых машин по пробегу. А для замена картриджей в фильтрах воды, если не представляется возможным подсчитать точный литраж, производится по сроку.

Как правило, к регламентированным работам относятся:

Если необходимость обслуживания выявляется во время эксплуатации или осмотра вне указанных производителем интервалов, такой тип ТО называется нерегламентированным.

Оба типа обслуживания могут выполняться как во время технологических перерывов, так и без остановки процессов.

Виды ремонтов

Ремонт — это восстановление неисправного оборудования. Ремонт может быть:

Первое техническое обслуживание

Следующая разновидность техобслуживания — ТО-1. Во-первых, в него входят все действия из ЕТО (ежедневное техническое обслуживание).

28. Организация технического обслуживания и ремонта оборудования

Плюс добавляются еще несколько:

Заключение

За последние 50 лет подход к техническому обслуживанию и ремонту оборудования существенно изменился.

От аварийного мы пришли к превентивному обслуживанию с минимумом ремонтных воздействий. Однако оптимизация ТОиР на этом уровне требует существенных вложений в информационные системы. Как правило, малому и среднему бизнесу недоступны решения уровня энтерпрайз. Но повысить эффективность работы можно и с инструментами из смежных областей, например хелпдеск системой Окдеск.

Сооснователь и директор по развитию Okdesk. Около 10 лет проработал в компании Naumen, где занимался внедрением ITSM и service desk систем в крупнейших российских компаниях: Полюс, Тинькофф, ЛСР и др. Эксперт в области организации и автоматизации процессов техподдержки, сервиса и выездного обслуживания

Про мини ПК:  Чековый принтер с фискальным считывателем на 1с
Оцените статью
Карман PC
Добавить комментарий