Заключение РЧЦ свидетельствует о том, что радиочастотные характеристики товара соответствуют требованиям, установленным Государственной комиссией по радиочастотам (ГКРЧ).
Заключение служит основанием для включения товара в Реестр РЭС и ВЧУ, разрешенных для ввоза на территорию РФ и получения Лицензии Минпромторга на ввоз данного товара.
- Основные Решения ГКРЧ
- Определение понятия Заключение Радиочастотного центра
- Что называется радиоэлектронным средством и высокочастотным устройством
- Где оформляется Заключение Радиочастотного центра?
- Услуги и преимущества нашей компании
- Изменения в порядке ГРЧЦ с 09. 2017 г.
- Одна модель — одно заключение
- Какая техника является источником электромагнитных полей радиочастот?
- Затраты на ввоз нового РЭС в Россию
- Как проходит радиочастотный контроль в РФ?
- Изменения в порядке РЧЦ с 28. 2017
- Как оформить Заключение РЧЦ?
- Получите Заключение РЧЦ с IFCG за четыре простых шага
- В каких случаях импортеру необходимо оформлять Заключение РЧЦ?
- Ситуация 2
- Ситуация 3
- Решение ГКРЧ от 02. 2012 № 12-15-05-3
- Новый порядок получения заключения Радиочастотного центра
- Решение ГКРЧ от 01. 2016 № 16-37-03
- Решение ГКРЧ от 19. 2012 № 12-16-02
- Решение ГКРЧ от 11. 2013 № 13-22-02
- Решение ГКРЧ от 02. 2012 № 12-15-02
- Решение ГКРЧ от 11. 2006 № 06-18-04-001
- Решение ГКРЧ от 08. 2011 № 11-12-03-1
- Решение ГКРЧ от 28. 2009 № 09-03-01-1
- Решение ГКРЧ от 15. 2010 № 10-07-01
- Решение ГКРЧ от 10. 2011 № 11-11-01-3
Основные Решения ГКРЧ
Материал из Энциклопедия IFCG
Перечнь наиболее важных обобщенных решений о выделении полос частот и утверждении ТХ, являющихся основой для проведения эскпертизы товаров в РЧЦ при ввозе на территорию РФ, приведен ниже в данной статье.
Используемая разными предприятиями аппаратура может являться источником вредного для человека и окружающей среды электромагнитного излучения радиочастотного диапазона. Чтобы контролировать и при необходимости снижать негативное влияние данного фактора, государством предусмотрен периодический радиочастотный контроль.
Проводится данная процедура согласно требованиям нескольких нормативно-технических документов. К их числу относят:
Несоблюдение стандартов и требований, прописанных в этих документах, может привести к ухудшению здоровья человека.
Осуществляется радиочастотный контроль в обязательном порядке. На предпринимателя, пренебрегающего данным требованием закона, может быть наложен крупный административный штраф.
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
1. Контроль за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (радиоконтроль) осуществляется в целях:
проверки соблюдения пользователем радиочастотным спектром правил его использования;
выявления не разрешенных для использования радиоэлектронных средств и прекращения их работы;
выявления источников радиопомех;
выявления нарушения порядка и правил использования радиочастотного спектра, национальных стандартов Российской Федерации, требований к параметрам излучения (приема) радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;
(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обеспечения электромагнитной совместимости;
обеспечения эксплуатационной готовности радиочастотного спектра.
2. Радиоконтроль является составной частью государственного управления использованием радиочастотного спектра и международно-правовой защиты присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Радиоконтроль за радиоэлектронными средствами гражданского назначения осуществляется радиочастотной службой. Порядок осуществления радиоконтроля определяется Правительством Российской Федерации.
В процессе радиоконтроля для изучения параметров излучений радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, подтверждения нарушения установленных правил использования радиочастотного спектра может проводиться запись сигналов контролируемых источников излучений.
Такая запись может служить только в качестве доказательства нарушения порядка использования радиочастотного спектра и подлежит уничтожению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Использование такой записи в иных целях не допускается, и виновные в таком использовании лица несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни, личной, семейной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
Определение понятия Заключение Радиочастотного центра
Для ввоза на территорию Российской Федерации РЭС (радиоэлектронных средств) и ВЧУ (высокочастотных устройств) необходимо оформление Заключения Радиочастотного центра (на данный момент заключение ГРЧЦ в связи с реструктуризацией РЧЦ) или как его иногда называют разрешение РЧЦ. Это официальное подтверждение о соответствии товара радиочастотным требованиям, установленным Государственной комиссией (ГКРЧ).
Как правило, заключение РЧЦ должен получить каждый импортер индивидуально. В заключении должны быть перечислены характеристики товара, его наименование и модель. Период действия данного заключения распространяется на один год. Заключение необходимо для оформления лицензии Минпромторга на продукцию ввоз и вывоз которой ограничен согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 «О мерах нетарифного регулирования», приложение №1, пункт 2.16.
Большая часть устройств, по которым обращаются в нашу компанию за оформлением заключения (телекоммуникационное оборудование), попадает под действие Решения ГКРЧ № 07-20-03-001 от 07.05.2007 (для РЭС) и решению ГКРЧ № 12-15-05-3 от 2 октября 2012 г. (для ВЧУ). Рекомендуем ознакомиться со статьей о ввозе РЭС и ВЧУ.
Что называется радиоэлектронным средством и высокочастотным устройством
Постановлением правительства Российской Федерации от 15.01.1993 № 30 «Об упорядочении использования радиоэлектронных средств и (высокочастотных устройств) на территории Российской Федерации» определено:
Под радиоэлектронным средством (высокочастотным устройством) понимается техническое средство, состоящее из одного или нескольких радиопередающих или приемных устройств или их комбинации и вспомогательного оборудования.
К высокочастотным устройствам относятся устройства, при работе которых используется электромагнитные колебания с частотами выше 9 килогерц (оборудование или приборы, предназначенные для генерирования и использования радиочастотной энергии в промышленных, научных, медицинских, бытовых или других целях, за исключением применения в области электросвязи).
Где оформляется Заключение Радиочастотного центра?
Официальное название данного документа: «Заключения о соответствии технических характеристик ввозимых радиоэлектронных средств, высокочастотных устройств и комплектующего оборудования (компонентов) техническим характеристикам и условиям использования, утвержденным обобщенными решениями Государственной комиссии по радиочастотам». Но учитывая то, что заключение выдается Радиочастотным центром, в обиходе закрепилось название Заключение РЧЦ. Наша компания работает с Радиочастотными центрами по всей стране.
Радиочастотный центр регламентирует порядок подачи, а также оформления Заключение РЧЦ, которое предусматривает ввоз на территорию РФ различных товаров. Для оформления данного документа потребуется предоставить полный перечень информации о радиочастотных характеристиках перевозимой продукции. Заключение Радиочастотного центра может содержать следующие виды информации: уровень излучения ввозимой продукции, а также максимально допустимый уровень побочного воздействия от процесса излучения. При оформлении заключения Радиочастотный центр имеет основания затребовать документацию, которая подтвердит соответствие технических параметрах ввозимого товара, общим требованиям ГКРЧ (имеются в виду протоколы испытаний, содержащие сведения об различных измерениях).
В дальнейшем заключение РЧЦ будет зарегистрировано в реестре РЭС и ВЧУ разрешенных для ввоза на территорию РФ.
В соответствии с приказом Минсвязи России от 23 марта 2016 г. N 118 «Об утверждении порядка выдачи и формы заключения о соответствии технических характеристик ввозимых на территорию Российской Федерации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения техническим характеристикам и условиям использования, утвержденным решениями Государственной комиссии по радиочастотам» основанием для оформления заключения Радиочастотного центра с августа 2016 года остается только проведение испытаний оборудования. Для легального импорта оборудования (для проведения испытаний) необходимо оформления разрешения Роскомнадзора на временный ввоз РЭС и ВЧУ.
Услуги и преимущества нашей компании
Наша компания оказывает услуги связанные со всеми вопросами касающимися представления интересов импортера, в органах выдающих соответствующее заключение.
Субъектам, осуществляющим импорт продукции, следует понимать, что в случае если товар, который ввозится, попадает под действие пункта 2.16 из Единого перечня ввозимых товаров, на которые могут распространяться возможные ограничения ввоза на территорию Таможенного союза, необходимо позаботится о получении лицензии Минпромторга, которую Вы также можете оформить обратившись в нашу компанию.
Сроки: от 30 календарных дней
*Для оформления заключения РЧЦ на высокочастотные устройства необходимы протоколы испытаний на соответствие ГОСТУ Р 51318.11-2006
(также необходимо чтобы ВЧУ соответствовало решению ГКРЧ от 02 октября 2012 г. №12-15-05-3 «Об использовании полос радиочастот высокочастотными устройствами»)
Кроме этого оформление предусматривает оплату счета выставляемого Радиочастотным центром напрямую заявителю (после заключения договора с Радиочастотным центром).
Размер счета зависит от выбранных заявителем сроков оформления и количества моделей (согласно справочнику цен размещенному на официальном сайта Радичастотного центра).
Ознакомиться со стоимостью по вашему оборудованию Вы можете на сайте Радиочастотного центра, обратившись к нашим специалистам или воспользовавшись формой расчета размещенной в правой части страницы.
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 22
1. Регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства и обеспечивается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации посредством проведения экономических, организационных и технических мероприятий, связанных с конверсией радиочастотного спектра и направленных на ускорение внедрения перспективных технологий, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
О выявлении конституционно-правового смысла абз. 1 и 2 п. 2 ст. 22 во взаимосвязи с другими нормами см. Постановление КС РФ от 28.02.2006 N 2-П.
2. В Российской Федерации регулирование использования радиочастотного спектра осуществляется межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи (далее — государственная комиссия по радиочастотам), обладающим всей полнотой полномочий в области регулирования радиочастотного спектра.
Положение о государственной комиссии по радиочастотам и ее состав утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положением о государственной комиссии по радиочастотам должен устанавливаться порядок распределения радиочастот. Указанное положение должно содержать, в частности, порядок принятия решений государственной комиссией по радиочастотам и состав указанной комиссии с участием представителей всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ)
В случае, если в решении рассматриваемого комиссией вопроса представитель одного из указанных органов или Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» имеет заинтересованность, которая может оказать влияние на объективность принятия решения, указанный представитель в голосовании не участвует.
3. Утратил силу. — Федеральный закон от 02.04.2014 N 60-ФЗ.
4. Использование в Российской Федерации радиочастотного спектра осуществляется в соответствии со следующими принципами:
разрешительный порядок доступа пользователей к радиочастотному спектру;
сближение распределения полос радиочастот и условий их использования в Российской Федерации с международным распределением полос радиочастот;
право доступа всех пользователей к радиочастотному спектру с учетом государственных приоритетов, в том числе обеспечения радиочастотным спектром радиослужб Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан, обеспечения связи для нужд органов государственной власти, обороны страны и безопасности государства, правопорядка, экологической безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
(в ред. Федерального закона от 08.12.2011 N 424-ФЗ)
платность использования радиочастотного спектра;
недопустимость бессрочного выделения полос радиочастот, присвоения радиочастот или радиочастотных каналов;
конверсия радиочастотного спектра;
прозрачность и открытость процедур распределения и использования радиочастотного спектра.
5. Средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и порядок их регистрации определяются Правительством Российской Федерации.
Судовые радиостанции, используемые на морских судах, судах внутреннего плавания, судах смешанного (река — море) плавания, бортовые радиостанции, используемые на воздушных судах, не подлежат регистрации и используются на основании разрешений на судовые радиостанции или разрешений на бортовые радиостанции. Выдача разрешений на судовые радиостанции или разрешений на бортовые радиостанции, утверждение формы таких разрешений и порядка их выдачи осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Радиоэлектронные средства, используемые для индивидуального приема сигналов телеканалов и (или) радиоканалов, сигналов персональных радиовызовов (радиопейджеры), электронные изделия бытового назначения и средства персональной радионавигации, не содержащие радиоизлучающих устройств, используются на территории Российской Федерации с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и регистрации не подлежат.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 221-ФЗ)
Использование без регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации в соответствии с настоящей статьей, не допускается.
Радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, подлежащие регистрации, должны быть установлены по месту, указанному при регистрации радиоэлектронного средства или высокочастотного устройства, не позднее тридцати дней со дня их регистрации.
(абзац введен Федеральным законом от 11.12.2018 N 465-ФЗ)
(п. 5 в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 188-ФЗ)
6. Действие разрешения на судовую радиостанцию прекращается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, во внесудебном порядке по следующим основаниям:
заявление судовладельца — лица, эксплуатирующего судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании, которому было выдано разрешение на судовую радиостанцию;
утрата судном права плавания под Государственным флагом Российской Федерации;
истечение срока действия разрешения на судовую радиостанцию, если этот срок не был продлен в установленном порядке.
При наличии в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации, повлиявшей на принятие решения о выдаче разрешения на судовую радиостанцию, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, вправе обратиться в суд с требованием о прекращении действия разрешения на судовую радиостанцию.
(п. 6 введен Федеральным законом от 18.04.2018 N 70-ФЗ)
Часто в среде радиолюбителей, си-бишников, телезрителей, радиослушателей, и и как это не странно, радиохулиганов, встают вопросы устранения помех. С какой государственной организацией работать в решении подобных вопросов? Какое ведомство имеет право применять меры административного воздействия на нарушителей. Часто, в спорах и обсуждениях, допускаются грубейшие ошибки, в описаниях структур и подразделений органов Минсвязи РФ, главным образом по незнанию.
Рассмотрим упрощённую структуру Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, которая представлена на рисунке ниже.
Главный орган здесь – само министерство, которому подчиняются 5 структур: Роскомнадзор, Россвязь, Роспечать, Росинформтехнологии, ГКРЧ. 4 ведомства – это регуляторы в разных сферах связи, и лишь одна организация – Роскомнадзор, имеет властные полномочия, о чём говорит само её название – Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Именно эта организация следит за всеми сферами в области электросвязи, радиосвязи, теле и радио вещания (электронных СМИ), средств и организаций в области информационных технологий, защиты прав субъектов персональных данных, печатных СМИ и так далее.
Некоторые путают такие сокращения как ГКРЧ, ГРЧЦ, РЧЦ, главным образом по незнанию, либо считают, что это одно и тоже. Это не так. К римеру, ГКРЧ (Государственная Комиссия по Радио Частотам) – это коллегиальный орган, состоящий из представителей министерства, государственных ведомств, представителей Министерства обороны и др., который решает вопросы по распределению полос радиочастот между различными службами радиосвязи. В ГКРЧ решаются вопросы, связанные с выделением полос частот для Любительской службы, выделения полос частот для использования на безлицензионной основе и без регистрации РЭС. Именно этот орган может отдать/забрать целые диапазоны у радиолюбителей, разрешить/запретить использование РЭС на CB, LPD, PMR.
В этом материале нет смысла развёрнуто освещать деятельность всех структур, а следует остановится лишь на том, что нам требуется – на Роскомнадзоре. Именно эта организация призвана осуществлять надзор за всем, что есть – связь, в том числе надзор за использованием частотного ресурса, за регистрацией РЭС (радиоэлектронных средств), ВЧУ (высокочастотных устройств) и других источников излучения радиосигналов. Данная организация наделена полномочиями выписывать, во внесудебном порядке, постановления об административных правонарушениях в сфере связи, с наложением штрафов. Государственные инспекторы, совместно с участковыми уполномоченным (сотрудником МВД), могут потребовать у вас разрешающие документы, и с вашего согласия пройти к вам в жилище. В сложных случаях Роскомнадзор дела передаёт в суд, в особо сложных – в прокуратуру. Если вы отказываетесь пустить инспектора Роскомнадзора в своё жилище, эти ребята могут запросить постановление в суде. Но, такие случаи крайне редки, поэтому не стоит сильно заострять внимание на этом, но стоит помнить, что могут быть и такие варианты развития событий.
Теперь мы подошли к самому главному! К тому, что только эта организация имеет право на какие-либо правовые действия, и что именно в Роскомнадзор необходимо подавать жалобы на помехи, именно Роскомнадзор может вас, или кого-нибудь еще оштрафовать, и в судебном порядке конфисковать оборудование.
Чем занимается РЧЦ? РЧЦ (Радиочастотный Центр) – это государственное хозрасчётное предприятие (государственная коммерческая! организация, практически на полном само обеспечении), обладающее технической базой для осуществления мониторинга и пеленга РЭС и ВЧУ на своей территории (Федеральном округе). Все, без исключения, радиочастотные центры (РЧЦ) подчиняются Роскомнадзору.
Что такое ГРЧЦ? Это главный радиочастотный центр, который следит за правильным распределением частот и электромагнитной совместимостью на всей территории России, а так же в приграничных зонах. ГРЧЦ выдаёт заключения о возможности-невозможности эксплуатации тех или иных частот, полос частот.
Далее идут Радиочастотные центры Федеральных округов (ФГУП РЧЦ Центрального Федерального округа, ФГУП РЧЦ Северо-Западного Федерального округа, ФГУП РЧЦ Уральского Федерального округа и т.д.) со своими территориальными филиалами. Окружные РЧЦ и их филиалы занимаются той же работой, что и ГРЧЦ, только на месте, поскольку некоторые вопросы, такие как мониторинг и пеленг, можно решать только на месте. Поскольку РЧЦ – это государственное предприятие, у него есть план по осуществлению технического контроля полос радиочастот, с целью выявления нарушений. В соответствии с этим планом, окружные РЧЦ и территориальные филиалы предоставляют протоколы мониторинга и пеленга, после плановых и внеплановых работ, в территориальный Роскомнадзор – именно тому, кому они подчиняются. Роскомнадзор уже соответствующим образом реагирует на данные сведения, как надзорная организация: нарушителей штрафуют, рецидивы передают в суд и пр. Так же, окружные РЧЦ и территориальные филиалы оказывают различные метрологические услуги в сфере радиосвязи на возмездной основе. Окружным РЧЦ поручена работа по распределению и контролю за присвоением позывных сигналов гражданских служб, в том числе и Любительской (руководствуясь документами Международного Союза Связи – ITU, законом и подзаконными актами РФ, постановлениями правительства РФ и решениями ГКРЧ). Образование позывных сигналов опознавания РЧЦ осуществляет то же на возмездной основе, в соответствие с утверждённым перечнем тарифов на услуги. РЧЦ не обладает властными полномочиями, поэтому сотрудники данной организации не имеют права на какие-либо действия в отношении установленного нарушителя. РЧЦ лишь может передать сведения технического контроля в Роскомнадзор, для дальнейшего правового движения.
Поэтому, многие, обратившись в РЧЦ, получают ответ о том, что помеху, нарушителя и пр. РЧЦ будет выявлять только на платной основе. В этом есть доля правды. Поскольку РЧЦ государственное коммерческое предприятие, постольку они вправе вам оказывать такие услуги на платной основе. Что же тогда делать? Вы являетесь законопослушным радиолюбителем, радиослушателем, телезрителем, и проблему за свой счёт решать вам не с руки. Выход есть. На даром мы рассмотрели, в рамках этой статьи, структуру Минсвязи РФ, в частности отдельных его органов. Для того, что бы законным путём осуществить выявление источника помех, радиохулигана, вам надо обратиться в надзорный орган. Правильно! Надо обращаться в Роскомнадзор. Как только ваше обращение будет принято и зарегистрировано в территориальном Роскомнадзоре, оно начинает путь, первая дорожка которого ведёт в РЧЦ. Именно Роскомнадзор делает запрос в окружной РЧЦ, или в его территориальный филиал, с целью выяснить наличие помехи, хулигана, и если таковое подтвердилось, установить местонахождение последнего. Всё это делается в порядке надзора, и РЧЦ работает на вас уже на безвозмездной основе, абсолютно законно.
Итак, в заключение статьи выведем основные моменты:
1. РЧЦ – это коммерческая государственная организация осуществляющая технический контроль за эфиром, оказывающая метрологические услуги, услуги по расчету ЭМС, ведёт контроль и учёт образования позывных сигналов опознавания для гражданских служб радиосвязи, не имеющая властных полномочий, обращение в РЧЦ может закончится предложением выявить источник помех на платной основе, либо выявлением источника помех на бесплатной основе, без последующих правовых действий в отношении лица, причастного к созданию помех;
2. Роскомнадзор – орган надзора в сфере связи и массовых коммуникаций, в подчинении которого находятся все РЧЦ, обладающий властными полномочиями, при обращении граждан и организации осуществляющий, в порядке надзора, выявление (силами РЧЦ) источников помехи с последующими правовыми действиями к лицам, причастным к созданию помех, надзор осуществляется на безвозмездной основе.
Следует помнить, что заявление или жалоба должны быть обязательно зарегистрированы в канцелярии вашего территориального филиала Роскомнадзора. Для того, что бы ваше заявление было зарегистрировано, вам необходимо лично явится с заявлением в канцелярию Роскомнадзора, и получить входящий номер на ваше заявление, или выслать почтой – заказным письмом с уведомлением о вручении. Помните, если ваше обращение не зарегистрировано, то у него мало шансов быть принятым в работу. На зарегистрированное заявление любые органы власти обязаны реагировать в установленные для этого законом сроки.
По материалам сайта radioscanner.ru
Всем удачи, 55, 73!
( 3 оценки, среднее 3.33 из 5 )
Изменения в порядке ГРЧЦ с 09. 2017 г.
С января 2017 вступил в силу новый порядок проведения проверки соответствия технических характеристик ввозимых на территорию Российской Федерации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения техническим характеристикам и условиям использования, утвержденным решениями Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ), а также выдачи заключений о результатах этой проверки, утвержденная ФГУП «ГРЧЦ».
Основным изменением стало введение такого понятия как Специализированное ВЧУ — высокочастотное устройство, в отношении которого заводом изготовителем не предусмотрено подключение внешнего измерительного оборудования для проверки технических характеристик и требуется проведение специальных мероприятий по сборке, монтажу и настройке. К специализированным ВЧУ относятся медицинские компьютерные томографы, магнитно-резонансные томографы, промышленные индукционные тигельные печи для плавки металла и другое подобное оборудование.
Если ввозимый товар можно отнести к специализированному ВЧУ, в таком случае при подаче документов в РЧЦ необходимо предоставить технические характеристики, заверенные должным образом изготовителем либо уполномоченным представителем изготовителя данного специализированного ВЧУ.
При этом основанием для принятия решения о соответствии технических характеристик и условий использования ввозимых ВЧУ техническим характеристикам и условиям использования, утвержденным решениями ГКРЧ в данном случае является соответствие заверенных должным образом изготовителем (уполномоченным представителем изготовителя) технических характеристик специализированных ВЧУ техническим характеристикам, утвержденным решениями ГКРЧ на выделение полос радиочастот.
Предоставление образца ВЧУ для проведения испытаний не требуется.
Самое существенное нововведение заключается в том, что если товар отсутствует в Едином реестре РЭС и ВЧУ, разрешенных для ввоза на территорию РФ, Реестре ЕЭК или Перечне из приложения 15 к Решению Коллегии ЕЭК № 30 от 21.04.2015, то для получения заключения нужно представить в РЧЦ образец товара для проведения испытаний. Это означает необходимость проведения испытаний всех товаров, на которые ранее не оформлялось заключение, а в отдельных случаях и тех, на которые заключение уже было получено.
Действительно, Единый реестр формируется исключительно на основании выданных заключений ГРЧЦ. Кроме того, из него были исключены товары, на которые не требуется оформление лицензии (например, товары, имеющие в своем составе только модули Wi-Fi или Bluetooth).
Реестр ЕЭК формируется по представлению государств-членов ЕАЭС и пока содержит очень ограниченное число товаров.
Перечень РЭС и ВЧУ из Решения № 30 ЕЭК, при ввозе которых не требуется предоставления лицензии или разрешительных документов, содержит весьма общие определения устройств и ограничения на ТХ. В настоящее время позиция ГРЧЦ состоит в том, что для подтверждения ТХ товара в любом случае требуется проводить испытания.
На практике при подаче документов и образца товара в Радиочастотный центр оказывается недостаточно просто предоставить образец на испытания — нужно также обеспечить специалистов лаборатории Радиочастотного центра информацией о том, как этот товар подключить, чтобы он начал работать по своему прямому назначению. Возможно, потребуется предоставить все необходимые кабели и соединительные элементы, программное обеспечение (драйверы) и т.д.
Также важно отметить, что товар должен заработать во всех режимах и на всех заявляемых частотах, для того, чтобы сотрудники Радиочастотного центра смогли полностью продиагностировать образец товара и выдать заключение о его соответствии/несоответствии нормам ГКРЧ.
В случае, если товар представляет собой специализированное оборудование, которое может функционировать только в определенных условиях (например, только в составе производственной линии) и подключить его может только специалист компании-производителя, возможен выезд специалистов Радиочастотного центра к заявителю (производителю) и проведение испытаний в присутствии технических специалистов компании (выезд осуществляется бесплатно по Москве и Московской области до 100 км от Москвы; выезд за пределы этой зоны оплачивается отдельно).
Существует еще одна проблема: в лаборатории Радиочастотного центра работает не так много сотрудников и они пока не в силах обработать все заявки в указанный срок, в связи с этим сроки проведения испытаний могут затягиваться.
В случае отсутствия у импортера образцов, ему необходимо осуществить их ввоз на территорию ЕАЭС в рамках таможенной процедуры временного ввоза. Для этого нужно получить отдельный документ — заключение Роскомнадзора (заключение на временный ввоз). Срок оформления данного документа: 15-30 календарных дней. Заключение Роскомнадзора на временный ввоз может быть оформлено на несколько товаров, самое главное — чтобы все товары, указываемые в заключении, проходили по процедуре временного ввоза через одну таможню, т.к. заключение в оригинале остается на таможенном посту.
Кроме того, впоследствии временный ввоз образцов будет необходимо закрыть (процедурой реэкспорта или выпуска для внутреннего потребления).
Получение Заключения Роскомнадзора на временный ввоз серьезных затруднений, как правило, не вызывает, но тем не менее, отнимает достаточно большое количество времени.
Срок оформления заключения Радиочастотного центра составляет в среднем 30-35 календарных дней. Оказание услуг ГРЧЦ можно разделить на 2 этапа: 1 этап документарная проверка (3-4 дня после оплата счета); 2 этап инструментальная проверка (30 дней календарных дней со дня предоставления образца на испытания).
Одна модель — одно заключение
Ранее заявитель мог подать одно заявление на перечень различных моделей товаров, вне зависимости от того, какими техническими характеристиками они обладают.
Теперь же на каждую модель необходимо подавать отдельное заявление, что увеличивает общую стоимость оформления документов на несколько моделей, а также срок оформления и объем документов на подачу.
Помимо того, что стоимость проведений испытаний высока, зачастую сложно предсказать, какие именно испытания будет проводить РЧЦ. Однако примерный список испытаний обычно можно узнать заранее.
Какая техника является источником электромагнитных полей радиочастот?
1. Для проведения испытаний импортер должен предоставить образец товара в Радиочастотный центр, для чего необходимо оформить заключение Роскомнадзора на временный ввоз товара.
Срок оформления этого заключения составляет от 15 до 30 дней.
2. Для предоставления образца в Радиочастотный центр его необходимо поместить под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Срок временного ввоза устанавливается таможенным органом исходя из заявления декларанта.
Срок помещения товара под таможенную процедуру составляет 1-2 дня.
3. После того, как товар ввезен по процедуре временного ввоза, его необходимо предоставить в ГРЧЦ на испытания.
Срок оформления — 30-35 дней
4. При получении положительного заключения ГРЧЦ, т.е. если в нем указано, что товар соответствует нормам ГКРЧ, импортер должен получить Разрешение Роскомнадзора о включении товара в Реестр РЭС и ВЧУ, разрешенных к ввозу.
Срок оформления Разрешения Роскомнадзора — от 15 до 30 дней.
5. После получения разрешения импортер может подавать документы в Минпромторг для получения Лицензии.
Срок оформления лицензии — до 15 рабочих дней.
6. Далее Лицензию Минпромторга нужно поставить на контроль в таможне.
Срок постановки на контроль лицензии — до 3 рабочих дней.
Таким образом, импортеру потребуется 3-4 месяца для оформления всех разрешительных документов для ввоза нового радиоэлектронного средства.
Затраты на ввоз нового РЭС в Россию
Помимо уже указанных затрат на проведение испытаний и составление заключения ГРЧЦ импортер может столкнуться с такими затратами:
Резюмируя все вышесказанное, можно отобразить действия импортера на следующей схеме:
Данный порядок существенно увеличивает как финансовые, так и временные затраты импортера, но, к сожалению, пока что при ввозе радиоэлектронного оборудования на территорию ЕАЭС нужно руководствоваться именно им.
Как проходит радиочастотный контроль в РФ?
Для прохождения такой проверки вы можете обратиться за помощью в сертификационный центр «Ростест Урал». Наличие современного измерительного оборудования позволяет нам проводить исследование быстро и точно в соответствии с требованиями законодательства.
Во время осуществления исследования изеряются частоты, длины радиоволн и сумму составляющих поля. Все полученные результаты обязательно заносятся в протокол. При обнаружении несоответствии, мы представим рекомендации по их устранению.
Обратившись к нам, вы не только обезопасите сотрудников своего предприятия и снизите негативное влияние на окружающую среду, но и сможете избежать штрафов в области охраны труда и экологической безопасности.
Оставьте заявку на проведение измерений у наших специалистов. Консультативные услуги «Ростест Урал» бесплатные!
Изменения в порядке РЧЦ с 28. 2017
Также 28 апреля 2017 было принято решение о реорганизации ФГУП «ГРЧЦ» посредством присоединения к нему ФГУП «РЧЦ ЦФО» (распоряжение ТУ Росимущества в городе Москве от 28 апреля 2017 г. № 424), что привело к изменениям в порядке работы центра.
После реорганизации значительно изменилась схема расчета стоимости услуг центра. Исключено такое понятие, как “Специализированное ВЧУ”, а также были убраны повышающие коэффициенты стоимости, в результате чего срок рассмотрения документов, а также испытания образцов стал фиксированным без возможности уменьшения.
Также по новому порядку необходимо предоставлять образец каждой модели ввозимого товара (в том числе ВЧУ), в случае если данный товар не был внесен в один из реестров.
Кроме того, следует учитывать, что для отдельных товаров может потребоваться дополнительная документация и технические описания, заверенные должным образом изготовителем или уполномоченным представителем изготовителя.
Как оформить Заключение РЧЦ?
Заключение РЧЦ оформляется в соответствии с регламентом ФГУП «Главный радиочастотный центр» на договорной основе. Заявитель должен подать в РЧЦ заявление и комплект прилагаемых документов, оформленные строго в соответствии с требованиями РЧЦ. После предварительной проверки документов, РЧЦ подготовит проект договора, который надо с ними заключить.
Согласно регламенту работы по заключению проводятся в два этапа:
На каждом этапе РЧЦ выставляет счет, который заявитель должен получить в РЧЦ и оплатить.
С учетом всех вышеуказанных этапов общий срок получения заключения РЧЦ может составлять от полутора до двух месяцев.
Получите Заключение РЧЦ с IFCG за четыре простых шага
Напишите нам прямо сейчас!
В каких случаях импортеру необходимо оформлять Заключение РЧЦ?
Ввозимый товар (РЭС или ВЧУ) входит в список 2.16 Приложения № 2 к Решению Коллегии ЕЭК № 30 от 21 апреля 2015 года и подлежит лицензированию при ввозе.
В данном случае заключение РЧЦ свидетельствует о том, что ввозимый товар соответствует нормам Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ). На основании заключения РЧЦ товар вносится в Реестр РЭС и ВЧУ, разрешенных для ввоза на территорию РФ. Наличие товара в этом реестре является основанием для получения конечного документа — Лицензии Минпромторга России на ввоз соответствующего РЭС или ВЧУ.
Примеры РЭС и ВЧУ, подлежащих лицензированию:
Ситуация 2
Ввозимое РЭС или ВЧУ попадает в Перечень исключений из лицензирования при ввозе.
В этом случае заключение РЧЦ также свидетельствует о том, что ввозимый товар соответствует нормам ГКРЧ, однако не подлежит лицензированию. Данное заключение может быть представлено при таможенном оформлении и является основанием для ввоза РЭС и ВЧУ без лицензии.
Примеры РЭС и ВЧУ, не подлежащих лицензированию:
Ситуация 3
Ввозимый товар не является РЭС или ВЧУ.
В данном случае РЧЦ подтверждает отсутствие РЭС и ВЧУ в составе товара. Заключение может понадобиться при таможенном оформлении товара в случае, если он по внешним признакам схож с РЭС или ВЧУ, хотя на самом деле таковым не является (например, генераторы импульсов, ультразвуковое оборудование и т.п.).
В такой ситуации заключение РЧЦ служит весомым аргументом для таможенных органов в подтверждение возможности ввоза товара без каких-либо разрешительных документов на предмет радиочастот.
Решение ГКРЧ от 02. 2012 № 12-15-05-3
Данное решение регламентирует частоты, разрешенные для использования высокочастотными устройствами. Согласно Положению о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров (Приложение № 15 к Решению Коллегии ЕЭК от 21 апреля 2015 г. № 30):
«высокочастотные устройства» — оборудование или приборы, предназначенные для генерирования и использования радиочастотной энергии в промышленных, научных, медицинских, бытовых или иных целях, за исключением применения в области электросвязи.
К таким устройствам относятся, например, СВЧ-печи, томографы, промышленные сушилки, индукционные печи, радары и иное военное оборудование, генераторы СВЧ, спектрометры, циклотроны и прочее научное оборудование.
Новый порядок получения заключения Радиочастотного центра
В начале августа 2016 года Радиочастотный центр (РЧЦ) начал применять новый порядок выдачи заключений на ввоз товаров. Это, в свою очередь, связано с выходом Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 23 марта 2016 г. № 118, закрепляющего новый порядок работы радиочастотных служб.
Введение данного порядка существенно осложняет процесс получения разрешительных документов, необходимых для импорта радиоэлектронной техники, и в настоящее время в рамках бизнес-сообществ (в частности, РАТЭК) обсуждаются пути его возможного изменения. К сожалению, пока не ясно, когда и каким образом ситуация изменится.
В данной статье мы постараемся более подробно описать суть нового порядка и изложим алгоритм работы в текущей ситуации.
При ввозе на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (РЭС и ВЧУ) многим импортерам приходится сталкиваться с необходимостью получения заключения ФГУП «Главный радиочастотный центр» (известного ранее также как «Заключение РЧЦ»).
Заключение РЧЦ — документ, свидетельствующий о том, что радиочастотные характеристики товара соответствуют требованиям, установленным Государственной комиссией по радиочастотам (ГКРЧ).
В большинстве случаев Заключение РЧЦ служит основанием для включения товара в Реестр РЭС и ВЧУ, разрешенных для ввоза на территорию РФ, и получения Лицензии Минпромторга на ввоз данного товара.
Решение ГКРЧ от 01. 2016 № 16-37-03
Общее решение ГКРЧ, регламентирующее использование полос частот 890-915 МГц, 935-960 МГц, 1710-1785 МГц и 1805-1880 МГц оборудованием стандарта GSM (сотовые телефоны, модемы, базовые станции).
Ранее использование этих частот производилось на основании отдельных решений ГКРЧ, выданных операторам связи, что было неудобно по ряду причин. Данное решение отменяет ряд отдельных решений и выделяет данные полосы частот операторам связи (в соответствии с приложениями 1 и 2 к нему).
Решение ГКРЧ от 19. 2012 № 12-16-02
В данном решении регламентируются основные тактико-технические характеристики маломощных радиоэлектронных средств (в том числе для создания фемтосот), использующих стандарты GSM-900, GSM-1800, UMTS-900, UMTS-2100, LTE-800, LTE-900, LTE-1800, LTE-2100, LTE-2300 и LTE-2500.
Маломощные ретрансляторы и маломощные базовые станции, использующие данные стандарты связи.
Решение ГКРЧ от 11. 2013 № 13-22-02
В данном решении регламентируются основные тактико-технические характеристики абонентских и базовых станций, использующих стандарты UMTS и LTE на частотах 900 и 1800 МГц.
В основном это мобильные телефоны, модемы и базовые станции, использующие данный стандарт связи.
Решение ГКРЧ от 02. 2012 № 12-15-02
В данном решении регламентируются основные тактико-технические характеристики абонентских и базовых станций, использующих стандарты UMTS и LTE на частотах 800, 1900, 2000, 2100, 2450, 2600 МГц.
Решение ГКРЧ от 11. 2006 № 06-18-04-001
В данное решение попадают различного рода РЭС, используемые для организации диспетчерской радиосвязи, производственной телеметрии, сухопутной подвижной радиосвязи, а также РЭС, используемые экстренными службами, службами спасения и пр.
Решение ГКРЧ от 08. 2011 № 11-12-03-1
Решение выделяет полосы частот и регламентирует технические характеристики ряда абонентских и базовых станций сухопутной подвижной службы, в частности устройств радиосвязи стандарта TETRA.
Решение ГКРЧ от 28. 2009 № 09-03-01-1
Под данное решение попадают различного рода рации, используемые экстренными службами, а также таксистами, рабочими на стройках и пр.
Решение ГКРЧ от 15. 2010 № 10-07-01
В данном решении регламетируются требования к любительским радиопередатчикам, вещающим в диапазонах НЧ (LF), СЧ (MF), ВЧ (HF), ОВЧ (VHF), УВЧ (UHF), СВЧ (SHF)и КВЧ(EHF).
Решение ГКРЧ от 10. 2011 № 11-11-01-3
Данное решение определяет характеристики устройств радиочастотной идентификации в диапазоне частот 916 — 921 МГц.