Что нужно знать о системе технического обслуживания и ремонта оборудования

Что нужно знать о системе технического обслуживания и ремонта оборудования

Что нужно знать о системе технического обслуживания и ремонта оборудования

Что нужно знать о системе технического обслуживания и ремонта оборудования

Что нужно знать о системе технического обслуживания и ремонта оборудования

Что нужно знать о системе технического обслуживания и ремонта оборудования

Система технического обслуживания и ремонта автомобилей введение

Главная задача системы
технического обслуживания автомобилей
заключается в обеспечении транспортного
процесса работоспособным подвижным
составом при оптимальных трудовых и
материальных затратах.

Чтобы обеспечить
работоспособность автомобиля в течение
всего срока эксплуатации, необходимо
периодически поддерживать его техническое
состояние специальным комплексом
технических воздействий, которые в
зависимости от назначения и характера
можно разделить на две группы:

  • воздействия,
    направленные на поддержание агрегатов,
    механизмов и узлов автомобиля в
    работоспособном состоянии;
  • воздействия, направленные
    на восстановление утраченной
    работоспособности агрегатов, механизмов
    и узлов автомобиля.

Комплекс
мероприятий первой группы составляет
систему
технического обслуживания,
а второй — систему
восстановления (ремонта).

Техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) — мероприятия, связанные с поддержанием и восстановлением работоспособности объекта (как правило, оборудования) при использовании его по назначению, хранении или транспортировке. Если игнорировать ТОиР, срок службы оборудования сокращается, увеличивается частота и длительность простоев, что снижает прибыль бизнеса.

К мероприятиям ТОиР стоит отнести:

  • монтаж,
  • наладку и настройку,
  • ремонт,
  • техническое обслуживание,
  • модернизацию,
  • мониторинг и диагностику.

Все они взаимосвязаны.

К системам класса ТОиР причисляют все сопряженные с этими процессами инструменты (в т.ч. программные), техническую документацию и логистику, в частности, связанную с закупкой запчастей.

В зависимости от типа оборудования ТОиР может регламентироваться ГОСТами, конструкторской документацией и инструкциями по эксплуатации оборудования от производителя. По данным McKinsey на ТОиР требуется от 10 до 25% эксплуатационных расходов оборудования.

ТОиР можно реализовывать собственными силами, создав специальное подразделение, или отдавать на аутсорсинг. В современном мире ТОиР и его аспекты автоматизируется при помощи специализированных программных решений, включая системы класса help desk для автоматизации процесс постпродажного и выездного сервиса.

Программы для автоматизации ТОиР

Для автоматизации ТОиР внутри крупных компаний используются решения отдельного класса — EAM-системы (Enterprise Asset Management). Подобные инструменты ориентированы на крупные предприятия и предназначены для планирования ремонтов и ТО, а также управления выполняемыми работами.

Один из самых распространенных в России представителей этого класса — 1С ТОИР.

Автоматизация в EAM-инструментах вращается вокруг эксплуатируемых объектов — их учета и обслуживания.

Задача инструмента — сократить общие затраты на техническое обслуживание. Но в случае обслуживания оборудования или инфраструктуры сервисной компанией, столь сложных процессов ТОиР нет. К тому же в подобных случаях необходимо иметь систему автоматизации бизнес процессов решения клиентских заявок, которая позволяет вести учет заявок именно в привязке к оборудованию контрагента и даже на конкретной локации.

В системе Okdesk логика строится как раз вокруг заявки и настраиваемых процессов работы с ней.

При этом инструмент позволяет вести учет оборудования, цифровые паспорта инфраструктуры, связывать заявки с конкретными объектами на обслуживании.

В системе различаются инцидентные и регламентные заявки — последние привязаны к календарному планированию, автоматизирован блок ППР, который позволяет создавать необходимое расписание повторяющихся заявок для каждого оборудования. В Окдеск автоматизируют и заявки вне договора абонентского обслуживания, в рамках которых можно вести учет запчастей или платных работ.

Подобная замена идеально подойдет малому и среднему сервисному бизнесу, для которого EAM-решения уровня энтерпрайз избыточны, дороги и слишком масштабны.

Организация работ по ТОиРПравить

Организация комплекса работ по ТОиР на производственных предприятиях обычно реализуется созданием единого специализированного подразделения, руководитель которого (часто называемый главный механик) несёт ответственность перед руководством предприятия за исправное (работоспособное) состояние всего оборудования. Таким подразделениям подчинены ремонтные цеха, а на небольших предприятиях — и энергетическое хозяйство.

Для информационной поддержки управленческих задач в области организации ТОиР и для автоматизации операций, выполняемых персоналом на предприятиях, используются модули ERP-систем или специализированные программные продукты (EAM-системы, CMMS-системы).

Что дает автоматизация ТОиР

ТОиР — это огромный комплекс мероприятий, фиксировать которые вручную довольно трудозатратно.

Ручная обработка этой информации ограничивает аналитические возможности и плодит ошибки. При это сервисным компаниям, конечно, нет необходимости внедрять все аспекты ТОиР в свою деятельность.

Системы автоматизации ТОиР и help desk системы для автоматизации обслуживания оборудования помогают:

  • Вести полный учет всех проведенных работ и понесенных затрат. В более сложных случаях считать риски и предпринимать меры, чтобы их минимизировать.
  • Сделать мероприятия ТОиР прозрачнее, синхронизировать их с производственными планами.
  • Обеспечить качество и стабильность работы оборудования. Исключить потерю заявок и связанных с этим простоев. Выстроить процесс своевременной закупки запчастей и расходных материалов или помочь в выстраивании этих процессов клиентам, оборудование которого поддерживается сервисной компанией.
  • Повысить эффективность мероприятий ТОиР, в том числе за счет снижения доли рутинного труда сотрудников и более глубокого анализа данных об оборудовании.

Особенности внедрения ТОиР

При внедрении система автоматизации ТОиР и их аналогов необходимо автоматизировать следующие функциональные блоки:

  • Учет объектов ремонта — заполнение справочника оборудования. В Okdesk модуль «Оборудование» позволяет классифицировать его по типу, производителю и модели. При этом каждому устройству можно задать дополнительные атрибуты. К слову, оборудование может быть закреплено за конкретной локацией.
  • Планирование ТО, текущих и капитальных ремонтов. Для этого в Окдеск предусмотрено календарное планирование с различными представлениями (долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным)
  • Хранение паспортов оборудования. В Окдеск реализовать систему хранения позволяет модуль «Базы знаний», где можно создать любые необходимые разделы. Каждый раздел базы знаний имеет свои настройки доступа.
  • Контроль состояния оборудования, диспетчеризация и интеграции с системами мониторинга. Okdesk имеет расширенное API, посредством которого сервис можно интегрировать с различным оборудованием. В частности, он уже интегрирован с системами мониторинга транспорта и системой «Стрелец-ПРО».

Стратегии ТОиР

Исторически сложилось несколько подходов к организации ТОиР — стратегий, описывающих принципы принятия решений о необходимости ремонта в определенный момент времени. Любое обслуживание начинается с выбора одной из них.

Ниже мы описали четыре распространенные стратегии. Первые две отталкиваются от некоторого критического события — поломки. Это реактивный подход, который доминировал в середине прошлого века. Две последующие стратегии — превентивные, их цель — предупредить это событие.

Пассивное (аварийное) обслуживание

Идея этой стратегии заключается в ремонте оборудования только после его отказа.

Такая стратегия позволяет реже обращаться к ремонту и обслуживанию и не тратиться на сбор и обработку данных по обслуживаемым объектам. Условно говоря, сломался датчик уровня топлива — чиним.

Недостаток подхода — полное отсутствие планирования затрат, из-за чего простой при поломке может длиться довольно долго, особенно если для ремонта нужны запчасти под заказ.

Несколько нивелировать недостатки этого подхода помогает договор с сервисной компанией, которая будет заниматься устранением инцидентов с определенными SLA.

Обслуживая большой парк однотипного оборудования, например, вендинговых аппаратов, такая компания может держать склад запчастей и устранять поломку не за 2 недели, как сделала бы собственная служба, а за сутки.

Сегодня такой подход применяется для недорогого оборудования, которое легко заменяется или имеется в резерве и при этом не представляет опасности для человека или окружающей среды.

Экономический фактор здесь является решающим.

Чем «дороже» для предприятия риски, связанные с простоем технологического процесса (вызванным поломкой оборудования) или воздействием аварии на окружающую среду, тем менее продуман такой подход. Важно понимать, что чем дороже этот резерв (складские запасы запасного оборудования), тем ниже ликвидность предприятия.

Планово-предупредительное обслуживание

Статистика эксплуатации определенного типа оборудования позволяет сделать выводы о том, какие агрегаты ломаются быстрее и по каким причинам.

Так появляется возможность прогнозировать обслуживание и ремонт в соответствии с регламентом.

В среднем такая стратегия действительно сокращает аварийный простой оборудования — работы можно назначить на плановые остановки и выполнить несколько операций за один раз.

Поскольку часть узлов окажется обновлена, безотказность повысится. Подход позволяет планировать расходы вперед.

Недостаток стратегии в том, что она основывается не на точных данных о состоянии конкретного агрегата, а на статистике. Часть деталей может выйти из строя раньше срока, другая часть — существенно не доработать свой ресурс. В итоге затраты — как материальные, так и трудовые — растут.

Сейчас подобная стратегия используется для ответственного оборудования, в особенности если его поломка может представлять опасность для человека или окружающей среды.

Как и в случае с первой стратегией, немного оптимизировать эти затраты можно через абонентский договор на обслуживание оборудования с сервисной компанией, включающий не только экстренные, но и предупредительные ремонты (ППР).

ППР минимизируют вероятность простоя оборудования — сельхозтехники, грузовиков, производственных линий, холодильников и т.п.

Для удобства планирования таких работ лучше использовать инструменты автоматизации с их календарным представлением. Такие инструменты есть и в Okdesk.

Обслуживание по состоянию

Статистика заявок, поломок и всех работ, которую тоже стоит вести в help desk системе, собранная не просто по конкретному типу оборудования, а по отдельным его агрегатам, а также инструменты контроля износа этих агрегатов, помогают построить более гибкую стратегию обслуживания — по состоянию.

Стратегия позволяет оптимизировать расходы на фоне классического планово-предупредительного обслуживания.

Проблема стратегии в том, что для ее воплощения в жизни необходимо современное измерительное оборудование, которое сможет оценивать каждый агрегат в отдельности, или системы самодиагностики устройств. Кроме того, нет возможности долгосрочного планирования обслуживания большого парка оборудования.

Проактивное обслуживание

Если помимо статистики отказа агрегатов собирать данные о том, как меняется их техническое состояние во времени, обслуживание можно прогнозировать более точно.

Суть проактивного обслуживания заключается в том, чтобы чинить поломки непосредственно перед их проявлением.

Этот подход строится на идее о том, что дефекты так или иначе присутствуют в оборудовании и со временем развиваются в неисправности. Ремонт же должен снизить скорость развития только критических неисправностей.

Такой подход требует существенных затрат на организацию, зато впоследствии он позволяет оптимизировать расходы на ТОиР. Правда, эта стратегия, как и любая другая, не защищает от поломок, связанных с человеческим фактором.

СсылкиПравить

Для автоматизации ТОиР в системе должны быть следующие блоки и функции:

  • Ведение списка оборудования. В некоторых случаях удобно, чтобы список имел иерархическую структуру, особенно это важно, когда обслуживается сложное оборудование, узлы и элементы которой сами должны учитываться отдельно. В случаях, когда этот функционал избыточен, можно использовать более простую классификацию, например в привязке к объектам (компания «Рога и Копыта» имеет несколько филиалов или точек продаж, внутри каждой из которой есть оборудование на обслуживании). В нашей универсальной хелпдеск системе Окдеск можно реализовать и упрощенный учет и иерархический..
  • Ведение цифровых паспортов оборудования. В системе должна быть возможность хранения всей информации по оборудованию, от технологических карт ремонта и списка всех активностей по оборудованию (инциденты, разовые работы, плановые выезды) до инструкций по эксплуатации. Идеально, если вся эта информация доступна в мобильном приложении выездного специалиста, который выполняет задачи на объекте. В Okdesk эти возможности тоже есть.
  • Планировать и фиксировать проведенные работы в привязке к конкретной единице оборудования. EAM-системы позволяют вести графики профилактических ремонтов для разного типа оборудования. А Okdesk может планировать разовые или повторяющиеся работы на будущее с учетом графика и доступности специалистов.
  • Учитывать остатки на складе запасных частей и расходных материалов. Это может быть реализовано в самом EAM-инструменте или через интеграцию со складским учетом.
  • Формировать документацию по выполненным работам или выгружать данные для создания документов в сторонней системе.

Учитывая, что часть оборудования обслуживается по графику, регламентированному производителем или государством (как, например, лифты), система должна иметь модуль календарного планирования.

Желательно, чтобы график для повторяющихся работ можно было заполнить автоматически (в соответствии с регламентом, которым они определяются).

Еще одной важной составляющей любого современного программного инструмента для бизнеса является система разграничения прав доступа. Сотрудники должны иметь доступ только к тем функциям и данным, которые необходимы им для выполнения должностных обязанностей.

Техническое обслуживание и ремонт

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 февраля 2022 года; проверки требуют 9 правок.

Что нужно знать о системе технического обслуживания и ремонта оборудования

Ремонт уличного освещения

Технология технического обслуживания автомобилей

Технология технического обслуживания автомобилей

Техническое обслуживание (ТО) является планово-предупредительной системой, проводимой с целью профилактики выхода из строя и появления

Качественное выполнение ТО с соблюдением установленных сроков и в требуемом объеме обеспечивает высокую техническую готовность подвижного состава, увеличивает сроки его службы, снижает потребность в ремонте и, следовательно, затраты на его содержание.

ТО предназначено для поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии, уменьшения интенсивности изнашивания деталей, а также для выявления отказов и неисправностей с целью их своевременного устранения.

Операции ТО или ремонта производятся с предварительным контролем или без него. Основным методом контроля является техническое диагностирование, позволяющее без разборки определять техническое состояние автомобиля, его агрегатов и механизмов и которое относится к одному из технологических элементов ТО и ремонта.

Соблюдение установленных сроков ТО и качественное его выполнение в требуемом объеме обеспечивают высокую техническую готовность подвижного состава, увеличивают сроки его службы, снижают потребность в ремонте и затраты на его содержание.

Техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, а также по трудоемкости подразделяется на следующие виды: ежедневное ТО (ЕО); первое ТО (ТО-1); второе ТО (ТО-2); сезонное ТО (СО); для автомобилей КамАЗ, кроме ЕО, предусмотрены следующие виды обслуживания: сервис А; сервис В; сервис 1; сервис 2; сервис С.

EO включает контрольно-осмотровые работы, направленные на обеспечение безопасности движения, а также работы по поддержанию надлежащего внешнего вида; заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов специализированного подвижного состава — санитарную обработку кузова. EO выполняется на АТП после работы подвижного состава на линии. Контроль технического состояния автомобилей перед выездом на линию, а также при смене водителей на линии осуществляется ими за счет подготовительно-заключительного времени.

TO-1, ТО-2 и А, В, 1, 2 — сервисное обслуживание — включает контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижение интенсивности износа деталей и предотвращение ухудшения параметров технического состояния подвижного состава, экономию топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшение отрицательного воздействия автомобилей на окружающую среду.

Периодичность выполнения технического обслуживания установлена для I категории эксплуатации автомобилей в условиях умеренного климата. Их, а также другие нормативы следует корректировать в зависимости от конкретных условий эксплуатации автомобилей в данном районе, с учетом характера покрытия дорог и пробега автомобилей до KP, а также в зависимости от наличия автомобилей в АТП и количества технологически совмещенных групп подвижного состава. Техническое обслуживание (ТО) является профилактическим мероприятием, проводимым в плановом порядке через определенные длительность пробега или срок работы подвижного состава.

Для оперативного учета изменений конструкции подвижного состава и условий эксплуатации в Положении предусматриваются две части. Первая часть Положения излагает основы ТО и ремонта подвижного состава, определяет систему и принципы содержания подвижного состава, В ней устанавливаются системы и виды корректирования нормативов, принципы организации ТО и ремонта подвижного состава и другие основополагающие моменты.

При планировании ТО необходимо учитывать следующие рекомендации:

1.Периодичность ТО грузовых автомобилей КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, автобуса ЛАЗ устанавливается второй частью Положения по конкретному семейству подвижного состава.

2.Допустимое отклонение от нормативов периодичности ТО составляет ± 10%.

3.Периодичность замены масел и смазок уточняется в зависимости от типов (моделей) и конструктивных особенностей агрегатов и механизмов, а также марки применяемого масла или смазки.

4.Периодичности ТО прицепов и полуприцепов равны периодичности постам ТО их тягачей.

5.СО проводится 2 раза в год и включает работы по подготовке

подвижного состава к эксплуатации в летний и зимний периоды.

6.В качестве отдельно планируемого вида обслуживания СО подвижного состава рекомендуется проводить в районах очень холодного, жаркого сухого и очень жаркого сухого климата. Для большинства условий СО совмещается преимущественно с ТО-2 с соответствующим увеличением трудоемкости.

7.Все виды ТО подвижного состава проводятся в соответствии с перечнем основных операций, приведенных в прил. 5 и химотологической карте Положения. Применительно к конкретным моделям подвижного состава операции ТО уточняются во второй части Положения.

8.ТО должно обеспечивать безотказную работу подвижного состав в пределах установленных периодичностей при выполнении требуемых операций ТО.

9.Нормативы трудоемкостей TO-I и ТО-2 не включают трудоемкость EO.

10.Нормативы СО по отношению к трудоемкости ТО-2 составляют 50 % для районов очень холодного и очень жаркого сухого климата, 30 % для районов холодного и жаркого сухого климата и 20 % для других

11.Нормативы трудоемкости не учитывают трудовые затраты на

выполнение работ, не превышающих 30 % суммарной трудоемкости ТО и TP по АТП.

В состав вспомогательных работ входят: обслуживание и ремонт оборудования и инструмента; транспортные и погрузочно-разгрузочные работы, связанные с ТО и ремонтом подвижного состава; перегон автомобилей внутри АТП; хранение, приемка и выдача материальных ценностей; уборка производственных помещений, связанная с ТО и ремонтом подвижного состава.

Ежедневное техническое обслуживание подвижного состава состоит из уборочно-моечных, контрольно-осмотровых, смазочных и заправочных

работ, выполняемых специальной бригадой.

К уборочно-моечным работам относятся уборка кузова (кабины) и платформы, мойка и сушка автомобиля (прицепа полуприцепа), санитарная обработка специального подвижного состава, чистка и обтирка зеркала заднего вида фар, подфарников, указателей поворота, задних фонарей и стоп-сигнала, переднего и боковых стекол кабины и номерных знаков.

К контрольно-осмотровым работам относятся внешний осмотр автомобиля (прицепа, полуприцепа) с целью выявления наружных повреждений, а также проверка работоспособности важнейших агрегатов, механизмов и систем. Внешним осмотром проверяется состояния дверей кабины, платформы, стекол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, номерных знаков, механизмов дверей запорного механизма опрокидывающейся кабины, запоров бортов платформы, капота, крышки багажника, заднего борта автомобиля-самосвала и механизма его запора, рамы, рессор, колес, опорно-сцепного (буксирного) устройства, опорных катков полуприцепа, надежность сцепки прицепного состава, правильность и целостность опломбирования спидометра и таксометра, действие приборов освещения и световой сигнализации, звукового сигнала, стеклоочистителей, смывателей ветрового стекла и фар, системы отопления и обогрева стекол (при низких температурах), системы вентиляции.

Следует проверять также состояние и герметичность гидроусилителя рулевого управления, люфт рулевого колеса, состояние ограничителей максимальных углов поворота управляемых колес, привода тормозов и механизма выключения сцепления, систем питания, смазки и охлаждения двигателя, гидросистемы механизма подъема платформы автомобиля- самосвала, натяжение приводных ремней. Работу спидометра, таксометра и других контрольно-измерительных приборов, двигателя, сцепления, рулевого управления, тормозов необходимо проверять ка ходу автомобиля. При остановке двигателя на слух проверить работу фильтра центробежной очистки масла по характерному гулу.

Специфические контрольно-осмотровые работы по автобусам заключаются в осмотре состояния пола, подножек, поручней, сидений, стекол окон и дверей салона автобуса, проверке исправности механизма открывания крышек потолочных вентиляционных люков, герметичности пневматической подвески, проверке действия механизмов открывания дверей, у автобусов с гидромеханической коробкой передач — частоты вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу (при необходимости нужно отрегулировать ее таким образом, чтобы незаторможенный автобус оставался неподвижным на ровном месте при включенной передаче и отпущенной педали акселератора).

Следует проверить также действие сигнализации из салона к водителю, исправность приборов освещения в салоне и подножек, габаритных фонарей, наличие маршрутных указателей, исправность системы вентиляции, отопления салона (при низких температурах), громкоговорящего устройства, состояние основания кузова, пневматических баллонов, подвески, накопительных касс и компостеров. Необходимо убрать салон, очистить обивку подушек и спинок сидений, очистить урны для использованных билетов.

У автомобиля с двигателем, работающим на сжиженном или сжатом газе, необходимо перед выездом на линию проверить состояние и крепление газовых баллонов, редуктора, вентилей, смесителя (карбюратора-смесителя), электромагнитного клапана и другого оборудования, герметичность соединений газовой системы на слух при открытых расходных и магистральных вентилях, легкость пуска и работу двигателя на холостом ходу и при различных частотах вращения коленчатого вала, работу двигателя на бензине.

Цель работы: изучить технологию, виды, периодичность технического обслуживания и карту смазки автомобилей.

Порядок выполнения работы

1. Укажите периодичность технического обслуживания для 1-й категории условий эксплуатации по форме табл. 1.1. Предварительно определите категорию условий эксплуатации, по заданию преподавателя, и периодичность ТО для заданных условий.

Виды и периодичность технического обслуживания автомобилей

Вид технического обслуживания автомобиля
Периодичность технического обслуживания автомобиля

1 категория
Заданная

2 Сервис А

3 Сервис В

4 TO-I (Сервис 1)

5. ТО-2 (Сервис 2)

б. СО (Сервис С)

2. Укажите напротив каждого элемента автомобиля по форме табл. 1.2 в кодированном виде выполняемые операции при соответствующем виде ТО. Предварительно занесите в колонку «Элементы автомобиля» те узлы и агрегаты, которые входят в состав автомобиля заданной марки. Опишите отличительные особенности EO, TO-I, ТО-2.

За амортизационный срок службы двигателя на эксплуатационные затраты приходится около 70 %, из них — на кривошипно-шатунный механизм 15-20 %, газораспределительный механизм 4-5 %, смазочную систему около 1 %, систему охлаждения 2-3 %, систему питания 12-15 % л систему зажигания 30-35 %.

В процессе работы двигателей основные рабочие параметры с увеличением наработки ухудшаются, появляются отказы и неисправности: уменьшается компрессия в цилиндрах, появляются шумы и стуки, увеличивается прорыв газов в картер двигателя. Неисправности и износы деталей цилиндропоршневой группы вызывают снижение мощности двигателя на 15-20 % и увеличение расхода топлива и масла.

Техническое состояние двигателя в процессе эксплуатации определяют методом прослушивания, проверкой давления в цилиндрах в конце такта сжатия, замером утечки воздуха в цилиндрах, а также по внешним признакам — цвету отработавших газов, появлению дыма из маслозаливной горловины, нарушениям теплового режима, слабой компрессии, повышенному расходу масла, наличию стуков и следов воды в масляном поддоне, перебоям в работе цилиндров, равномерности нагрева патрубков выпускного коллектора в процессе прогрева двигателя после пуска

Изменения в кривошипно-шатунном механизме возникают в результате изнашивания поршневых колец, поршней и гильз цилиндров, коренных и шатунных подшипников и шеек коленчатого вала, поршневых пальцев, отверстий в бобышках поршня или бронзовых втулок верхней головки шатуна, повреждения прокладок головок блока цилиндров или ослабления крепления головок блока. Внешними признаками указанных неисправностей являются характерные стуки.

Для того чтобы по стуку (шуму) правильно определить причину его появления, нужно знать характер стуков при различных неисправностях. Так, стуки поршней характери-зуются глухим шелкающим звуком, который прослушивается выше плоскости разъема картера при резком уменьшении частоты вращения коленчатого вала сразу после пуска холодного двигателя. Стук коренных подшипников сопровождается сильным, глухим низкого тона звуком, прослушивается в плоскости разъема картера двигателя при резком изменении частоты вращения коленчатого вала.

Стук шатунных подшипников более резкий и звонкий по сравнению со стуком коренных подшипников. Прослушивается в зоне вращения кривошипа соответствующего цилиндра. Исчезновение или заметное уменьшение стука при выключении зажигания или форсунки в этом цилиндре свидетельствует о неисправности подшипника.

Стук поршневого пальца, резкий, звонкий, высокого тона, слышен в зоне расположения цилиндров, в местах, соответствующих верхнему и нижнему положениям поршневого пальца, при изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя. Однако этот стук не следует смешивать с детонационными стуками, которые появляются при большом угле опережения зажигания и исчезают при его уменьшении. Снижение давления масла в системе в основном связано с увеличением зазоров в подшипниках коленчатого вала в процессе их изнашивания. Устраняется эта неисправность при ремонте двигателя. Однако прежде всего надо убедиться в наличии необходимого количества масла в поддоне двигателя и исправности манометра.

Прослушайте работу двигателя, для чего используйте стетоскоп . Некоторые харак-терные оттенки стуков и соответствующие участки их прослушивания: металлические стуки, усиливающиеся при увеличении частоты вращения коленчатого вала, свидетель-ствуют о поломке пружин клапанов или заедании клапанов; стуки в верхней части блока цилиндров, возрастающие при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя и уменьшающиеся при увеличении частоты, могут быть вызваны задирами на поверхности гильз и поршней; стуки, вызываемые увеличенными зазорами между поршневыми пальцами и отверстиями для них в бобышках поршней и во втулках верхних головок шатунов или износом шатунных и коренных подшипников, слышны, как правило, при увеличении нагрузки на двигатель, при резком изменении подачи топлива; если в двигателе при любой частоте вращения коленчатого вала в зоне расположения клапанов прослушивается металлический стук с высоким тоном и частотой на фоне общего и глухого шума, то стучат клапаны вследствие большого увеличения зазора между носком коромысла и стержнем клапана; иногда во время пуска, особенно в первое время, после пуска холодного двигателя, слышен звук, напоминающий стук глиняной посуды, который может уменьшаться или исчезать с прогревом двигателя. Это значит, что изношены поршни и зазор между поршнями и цилиндрами увеличен.

Повышенный расход масла и увеличение дымности отработавших газов могут быть результатом «залегания» поршневых колец или повышенного их износа, а также результатом подтекания масла через неплотности в соединениях. Последние неисправности устраняются путем подтяжки штуцеров, пробок и креплений агрегатов и узлов системы смазывания, соединения шлангов, замены уплотнительных элементов или изношенных поршневых колец.

Для устранения «залегания» поршневых колец необходимо двигатель прогреть, а затем залить в каждый цилиндр 20-25 г смеси равных частей керосина и денатурированного спирта на 8-10 ч. После этого в цилиндры заливают немного масла, пускают двигатель и дают ему проработать 20-25 мин. Размягченный нагар выгорает и выбрасывается с отработавшими газами. Закончив операцию удаления нагара, необходимо заменить масло в картере двигателя.

Если указанный способ не дает положительного результата, то для удаления нагара необходимо произвести частичную разборку двигателя со снятием головок цилиндров и прокладок. Для размягчения его необходимо обильно смочить с помощью ветоши керосином и спустя несколько часов удалить деревянными или текстолитовыми скребками с днищ поршней, головок клапанов и цилиндров. После очистки рекомендуется поверхности деталей промыть керосином.

Если двигатель работал на этилированном бензине, то перед очисткой нагара необходимо детали смочить в керосине, соблюдая при этом правила обращения с ядовитыми отложениями этилированного бензина.

Чтобы не повредить прокладку головки, при ее снятии нужно соблюдать особую осторожность. Перед постановкой прокладки ее поверхности с обеих сторон натирают графитовым порошком для предохранения от пригорания к поверхностям головки и блока цилиндров. Места прокладки, прилегающие к отверстиям под болты или шпильки крепления головки блока, с обеих сторон смазываются специальной пастой для предупреждения проникновения воды к резьбовым соединениям.

Наличие воды в системе смазывания может быть результатом ослабления затяжки болтов (гаек) крепления головок блока цилиндров стаканов форсунок, наличия трещин в головке или блоке цилиндров а также нарушения уплотнения гильз с блоков цилиндров. Ослабленные болты (гайки) крепления головок блока цилиндров и стаканов форсунок следует подтянуть, а неисправности уплотнений гильз цилиндров (резиновых колец) или трещин в гильзах цилиндров и головках устраняются при ремонте двигателя.

Последовательность затяжки болтов (гаек) крепления головок блока цилиндров показана

Что нужно знать о системе технического обслуживания и ремонта оборудования

Рис. 2.1. Порядок затяжки болтов (гаек) крепления головки блока цилиндров двигателей автомобилей: а-ГАЗ-53-12; 66-П; -14 «Чайка»; б-ЗИЛ-130, Урал-375Д, автобусы ЛиАЗ-677. ЛАЗ-695Н, — 699Р; в — MA3-5335: г — ГАЗ-24, -3102 «Волга»; д — КамАЗ-5320; е — ЗИЛ-4331; ж — Икарус-260; з — торцовый ключ с динамометрической рукояткой

Плотность прилегания головки к поверхности блока обеспечивается правильной затяжкой болтов (гаек) крепления головок цилиндров. Для обеспечения равномерности затяжки и предупреждения коробления головки затяжку начинают с середины головки. У чугунных головок болты (гайки) затягивают на прогретом двигателе, а у головок из алюминиевого сплава — на холодном. Окончательную затяжку производят торцовым ключом с динамометрической рукояткой.

При слабой затяжке головки цилиндров герметичность цилиндров в последующем может быть нарушена, что может вызвать прогорание прокладки и попадание охлаж-дающей жидкости в цилиндр. В результате пуск двигателя затрудняется, двигатель на малых частотах вращения коленчатого вала работает неустойчиво, а иногда и останав-ливается. При сильной же затяжке болты (шпильки) растягиваются и могут даже оборваться.

Параметры
 
Значение параметров при положениях коленчатого вала

I II III IV

Угол поворота, град

Цилиндр регулируемого клапана
1; 5
4; 2
6; 3
7; 8

Выключите подачу топлива, затем снимите крышки головок цилиндров. Проверьте и при необходимости затяните болты крепления головок

Установите фиксатор маховика в нижнее положение.

Снимите крышку 1 люка картера сцепления .

Вставляя ломик в отверстия 2 на маховике, проворачивайте коленчатый вал по ходу вращения до тех пор, пока фиксатор под действием пружины не войдет в зацепление с маховиком.

Проверьте положение меток на торце корпуса муфты опережения впрыска топлива и фланце ведущей полумуфты привода топливного насоса высокого давления . Метки должны совпадать и находиться в верхнем положении.

Установите фиксатор в верхнее положение.

Проверните коленчатый вал по ходу вращения (против часовой стрелки, если

смотреть со стороны маховика) на угол 60° (поворот маховика на угловое расстояние между двумя соседними отверстиями соответствует повороту коленчатоговала на 30°), то есть в положение I. При этом клапаны 1-го и 5-го цилиндров закрыты (штанги клапанов легко поворачиваются от руки).

Проверьте динамометрическим ключом момент затяжки гаек крепления стоек коромысел регулируемых клапанов (Мкр= 4,2 – 5,4 кгс⋅м).

Замерьте щупом зазор между носком коромысел и торцом стрежней клапанов 1-го и 5-го цилиндров. Щуп толщиной 0,30 мм для впускного и 0,40 мм для выпускного клапанов должен входить свободно, щуп толщиной 0,35 мм для впускного и 0,45 мм для выпускного – с усилием. При необходимости величину требуемого зазора установите следующим образом:

ослабьте гайку регулировочного винта , используя приспособление для регулирования клапанов или ключ и отвертку;

вставьте щуп нужной толщины и, вращая винт отверткой, установите требуемый зазор;

придерживая винт отверткой, затяните гайку и проверьте величину зазора. Момент затяжки гайки регулировочного винта должен быть равен 4,2 – 5,4 кгс·м.

Дальнейшее регулирование тепловых зазоров в механизме газораспределения произведите попарно на цилиндрах, указанных в табл. 1, проворачивая коленчатый вал на 180°.

Пустите двигатель и проверьте его работу: при правильно отрегулированных зазорах стука в клапанном механизме не должно быть.

Установите крышки люка картера сцепления и головок цилиндров.

Цель работы: изучить методику и оборудование для проведения технического обслуживания и текущего ремонта кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов двигателя.

1. Приведите в виде табл. 2.1 неисправности кривошипно-шатунного и газораспреде-лительного механизмов, способы их выявления и устранения.

Таблица 2.1 Неисправности кривошипно-шатунного и газораспределительного

Неисправности KШM и ГРМ
Причины неисправностей
Способы выявления неисправностей
Способы устранения неисправностей

1.Снижение мощности двигателя
2.Повышенный расход масла
3.Повышенный расход топлива
4.Дымление

5.Стуки при работе двигателя

2 Составьте перечень операций ТО для кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов и укажите периодичность проведения по видам ТО по форме табл. 2.2.

Перечень операций технического обслуживания кривошипно-шатунного и газораспре-делительного механизмов двигателя по видам ТО

Операции ТО
ЕО
I Сервис А
Сервис В
ТО-1
 
ТО-2 (Сервис 2)
СО (Сервис С)

3. Изобразите схемы стетофонендоскопов, опишите их устройство и порядок проверки сопряжений двигателя. Проведите проверку сопряжений двигателя с помощью стетофо-нендоскопа СФСК в лаборатории ТО. Сделайте выводы о состоянии элементов двигателя.

4. Опишите методику и проведите притирку клапанов газораспре­делительного механизма в лаборатории ТО и ТР.

5.Приведите схему и методику снятия клапанов с двигателей авто­мобилей.

6. Измерить диаметр стержня клапана микрометром в центральной, верхней и нижней его части в разных положениях, чтобы учесть возможную овальность. Износ стержня клапана не должен превышать 0,03 мм.

Для определения степени износа направляющих втулок и стержней клапанов на головке, лежащей камерами сгорания вверх, слегка приподнимают клапан за тарелку и покачивают его в разных направлениях. Если люфт ощутим — производят его замер индикатором. Предельно допустимый люфт — 0,08 мм. Если замена клапана не изменила значение люфта, то необходимо заменить направляющую втулку клапана. Нормальный люфт составляет 0,022-0,055 мм для впускных клапанов и 0,029-0,062 мм — для выпускных клапанов.

1. Какое влияние оказывает ТО на состояние кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов?

2. Перечислите крепежные операции кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов и виды ТО, при которых они выполняются.

3. Какие группы операций проводятся при ежесменном обслуживании (EO) для кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов?

4. Каковы особенности проведения ТО-1, ТО-2 кривошипно-шатунного механизма?

5. Объясните, с какой целью проверяют и подтягивают болты крепления головок цилиндров.

6. Почему компрессию проверяют на прогретом двигателе?

7. При каком техническом обслуживании проверяют, подтягивают и регулируют опоры двигателя?

8. Назовите детали, техническое состояние которых влияет на величину компрессии

9. Назовемте причины возникновения неисправностей газораспределительного механизма и способы их устранения.

10. При каком ТО проводят проверку величины компрессии?

11. Назовите причины возникновения стуков в кривошипно-шатунном механизме и способы их выявления

12. К каким последствиям при работе двигателя может привести неправильно установленные (отрегулированные) тепловые зазоры между носком коромысел и торцом стержней клапанов?

13. Назовите основные неисправности механизма газораспределения, их характерные признаки и причины.

14. Расскажите о возможных способах обнаружения и устранения неисправностей механизма газораспределения двигателя.

Система смазывания двигателя должна обеспечивать бесперебойную подачу масла к трущимся поверхностям с целью снижения потерь мощности на трение, уменьшения износа деталей, зашиты их от коррозии, отвода тепла и продуктов износа от трущихся поверхностей,

От исправного состояния системы смазывания, своевременного проведения ТО и устранения неисправностей в процессе эксплуатации автомобиля в значительной степени зависит надежность работы двигателя.

Для обеспечения нормальной работы двигателя необходимо, чтобы температура охлаждающей жидкости в системе поддерживалась в определенных пределах; 80-95 0C для автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ЭИЛ-375Я5; 75-95 0C для ЗИЛ-375ЯТ, ЗИЛ-645; 80-98 0C для КамАЗ-740; 80-90 0C для 3M3-53. При загорании контрольной лампы — сигнализатора аварийного перегрева охлаждающей жидкости двигатель должен быть остановлен для устранения причины перегрева.

Перегрев двигателя происходит при недостаточном количестве охлаждающей жидкости в системе охлаждения, пробуксовки ремня вентилятора из-за слабого натяжения или замасливания, неисправной работе термостата. Причиной переохлаждения двигателя являются заедание жалюзи в открытом положении и неисправная работа термостата.

От исправного состояния системы смазывания, своевременного проведения технического обслуживания и устранения неисправностей в процессе эксплуатации автомобиля в значительной степени зависит надежность работы двигателя.

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо периодически проверять уровень и состояние масла в картере двигателя, своевременно менять масло, очищать и промывать фильтры, менять фильтрующий элемент тонкой очистки, следить за давлением масла в системе смазывания и не допускать подтекания масла из фильтров, масляного радиатора, картера двигателя и соединений маслопроводов.

При повышенном уровне масла появляется нагар на стенках головки Цилиндров, днищах поршней и головках клапанов. Избыток масла приводит к утечке его через сальники и уплотнительные прокладки.

Низкий уровень масла в картере двигателя приводит к нарушению его подачи к трущимся поверхностям, к их перегреву и даже к выплавлению антифрикционного сплава вкладышей подшипников коленчатого вала.

Между системами смазки и охлаждение имеется определенная взаимосвязь. При пониженном тепловом режиме масло поступает к трущимся поверхностям с опозданием, плохо разбрызгивается. Общий контроль за состоянием системы смазки и охлаждения осуществляет водитель по контрольно-измерительным приборам. Но при ТО необходима более глубокая проверка этих систем.

Цель работы: изучить периодичность, содержание операций и методику проведения технического обслуживания и текущего ремонта системы охлаждения и смазки двигателя.

1. Приведите в виде табл. 3.1 неисправности системы охлаждения и смазывания двигателя, способы их выявления и устранения. Устраните неисправности по заданию преподавателя в лаборатории технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.

Таблица3.1. Неисправности системы охлаждения и смазывания двигателя, способы их выявления и устранения.

Неисправности системы охлаждения и смазывания двигателя
Причины неисправ-
ностей
Способы выявления неисправностей
Способы устранения неисправностей

Чрезмерное охлаждение двигателя

Пониженное давление масла

Повышенное давление масла

2. Приведите в виде табл. 3.2 перечень операций технического обслуживания для системы охлаждения и смазки двигателя по видам ТО

Таблица 3.2 Перечень операций технического обслуживания для системы охлаждения и смазки двигателя по видам ТО.

Операции ТО
ЕО
 
 
Сервис А
Сервис В
TO-I (Сервис 1)
ТО-2 (Сервис 2)
СО (Сервис
С)

3. Изобразите и опишите схему проверки действия термостата. Проведите проверку действия термостата в лаборатории технического обслуживания. Полученные данные занесите в табл. 3.3.

Таблица 3 .3 Результаты проверки состояния термостата

Параметры состояния
Температура воды, aC
Ход клапана, мм

требуемая
измеренная
требуемый
измеренный

Начало открытия клапана термостата

Полное открытие клапана термостата

1. Назовите причины изменения основных рабочих параметров системы охлаждения.

2. Какое влияние оказывает ТО на состояние системы охлаждения?

3. Перечислите контрольно-регулировочные операции системы охлаждения и виды ТО, при которых они проводятся.

4. Какие группы операций проводятся при ТО-2 для системы смазки?

5. Каковы особенности проведения ТО-1, ТО-2 системы охлаждения?

6. Как часто и каким образом промывают смазочную систему?

7. При каком техническом обслуживании и как проверяют и регулируют натяжение ременных передач?

8. Какие элементы системы охлаждения проверяют при ТО-2?

9. Какие методы проверки картерного масла вы знаете?

10. Объясните сущность метода проверки вязкости масла при помощи гаражного вискозиметра.

11. Объясните сущность метода капельной пробы масла.

Температура начала открытия и величина хода клапана термостатов определяются следующим образом . Погрузите термостат ниже фланца в ванну с водой вместимостью 3 л и начните подогревать ее и ртутный термометр с ценой деления не более 1 °С.

Проверьте индикатором начало открытия клапана термостата: при температуре 80±2 °С ход клапана должен быть равен 0,1 мм, а полностью он открывается при температуре 93±2 °С. Полный ход клапана быть равен менее 8,5 мм.

Допускается температура начала открытия 80±3 °С, полного открытия 93±3 °С, потеря хода клапана не более 20 %.

Система питания должна обеспечивать приготовление горючей смеси необходимого состава и количества в зависимости от режима работы дви­гателя. Показатели работы двигателя, такие, как мощность, приемистость, экономичность, долговечность и легкость пуска, зависят не только от технического состояния системы питания, но и от качества топливовоздушной смеси. Применение топлива более низкого качества может привести к ненормальной работе двигателя (детонация, образование нагара, перерасход топлива, прогар прокладок головок цилиндров, головок клапанов и т.д.).

Несвоевременный и недостаточный уход за приборами системы пита­ния, трубопроводами, приводами управления подачей топлива и воздуха могут привести к опасности возникновения пожара, нарушению подачи топлива, переобогащению и переобеднению горючей смеси, перерасходу топлива, нарушению нормальной работы двигателя, потерям мощности и приемистости, затруднительному пуску и неустойчивой работе двигателя на холостом ходу. Перед тем, как приступить к устранению неисправ­ностей топливной системы карбюраторного двигателя, необходимо убедиться, что причиной ухудшения работы автомобиля не являются дефекты других узлов и систем» особенно системы электрооборудования.

ТО системы питания заключается в своевременной проверке герметич­ности и крепления топливопроводов, трубопроводов впуска горючей смеси и выпуска отработавших газов, действия тяг приводов дроссельных и воз­душной заслонок карбюратора, в проверке работоспособности ограничи­теля максимальной частоты вращения коленчатого вала. Также в очистке и промывке топливных и воздушных фильтров согласно установленной периодичности ТО, в разборке, промывке и регулировке карбюратора.

У автомобиля с двигателем, работающим на сжиженном или сжатом газе, необходимо перед выездом на линию проверить состояние и крепле­ние газовых баллонов, редуктора, вентилей, смесителя (карбюратора-смесителя), электромагнитного клапана и другого оборудования, герметич­ность соединений газовой системы на слух при открытых расходных и магистральных вентилях,

Не забудь поделиться страницей с друзьями:

  • ГОСТ 18322-2016 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения. docs.cntd.ru. Дата обращения: 17 февраля 2018. Архивировано 18 февраля 2018 года.
  • Александр Ящура. Система технического обслуживания и ремонта промышленных зданий и сооружений: Справочник. — Litres, 2018-12-20. — 311 с. — ISBN 978-5-457-36883-5. Архивная копия от 24 мая 2022 на Wayback Machine

Комплексное понятие ТОиР включает в себя как техническое обслуживание, так и ремонт оборудования. Разберем каждую из этих компонент в отдельности.

Виды технического обслуживания

Периодичность обслуживания может прописывать производитель в технической документации, опираясь на часы наработки, пробеги устройства или временные интервалы.

В этом случае речь идет о регламентированном ТО.

Например, автопроизводитель определяет сервисные интервалы для новых машин по пробегу. А для замена картриджей в фильтрах воды, если не представляется возможным подсчитать точный литраж, производится по сроку.

Как правило, к регламентированным работам относятся:

  • мойка, чистка и регулировка узлов и агрегатов;
  • замена смазки и расходников;
  • испытания на прочность / разрыв / грузоподъемность;
  • проверка технического состояния визуально и с помощью измерительных приборов.

Если необходимость обслуживания выявляется во время эксплуатации или осмотра вне указанных производителем интервалов, такой тип ТО называется нерегламентированным.

Оба типа обслуживания могут выполняться как во время технологических перерывов, так и без остановки процессов.

Виды ремонтов

Ремонт — это восстановление неисправного оборудования. Ремонт может быть:

  • текущим — когда неисправности устраняются с помощью замены деталей (кроме базовых);
  • капитальным — когда выполняется полный ремонт оборудования с заменой в том числе базовых агрегатов.

История системного подхода к ТОиР

Системный подход к техническому обслуживанию и ремонту начал формироваться вместе с развитием промышленности.

Изначально ремонты осуществлялись по мере поломки, но чем шире использовалось однотипное оборудование, тем больше можно было собрать данных об отказах.

Это позволило систематизировать обслуживание — появились рекомендации по периодичности ремонтных и регламентных работ.

В Советском Союзе этот процесс прошел в 50-60 годы, благодаря развитию металлургии с похожими технологиями на разных предприятиях. А первый ГОСТ по ТОиР появился в середине 70-х годов прошлого века. В нем были описаны показатели оценки ремонтопригодности оборудования, в том числе трудоемкость.

На тот момент подход к ТОиР был исключительно реактивным. Но по мере развития производства (увеличения тиражей и скорости выпуска продукции) повысилась «стоимость» остановки процессов.

В связи с этим потребовался иной подход — превентивный, позволяющий сократить общую длительность простоев и спланировать затраты на обслуживание.

Толчком к развитию нового подхода стало появление и распространение виброизмерительного оборудования, которое позволило проводить неинвазивные исследования агрегатов и оценивать их актуальное состояние.

Уже в середине 2010-х был выпущен новый стандарт, переосмысливший ТОиР с учетом современных возможностей в аналитике и диагностике оборудования. Современные ГОСТы не фокусируются на стратегиях, но содержат такие понятия, как управление ТОиР.

Заключение

За последние 50 лет подход к техническому обслуживанию и ремонту оборудования существенно изменился.

От аварийного мы пришли к превентивному обслуживанию с минимумом ремонтных воздействий. Однако оптимизация ТОиР на этом уровне требует существенных вложений в информационные системы. Как правило, малому и среднему бизнесу недоступны решения уровня энтерпрайз. Но повысить эффективность работы можно и с инструментами из смежных областей, например хелпдеск системой Окдеск.

Сооснователь и директор по развитию Okdesk. Около 10 лет проработал в компании Naumen, где занимался внедрением ITSM и service desk систем в крупнейших российских компаниях: Полюс, Тинькофф, ЛСР и др. Эксперт в области организации и автоматизации процессов техподдержки, сервиса и выездного обслуживания

Про мини ПК:  Как пользоваться администратором r keeper и Настройки r _ KEPER
Оцените статью
Карман PC
Добавить комментарий