Каждый покупатель мечтает, что найдет в магазине одежду нужного фасона и размера. Каждый ретейлер хочет, чтобы объем его товарных запасов полностью соответствовал спросу. Проблемы затоваривания и дефицита товаров можно решить с помощью аналитики
Говоря о проблеме затоваренности складов можно выделить несколько ключевых ошибок, совершаемых руководителями бизнеса. Их можно разделить на 3 основных класса:
Логистические ошибки
Говоря о логистических ошибках, хочется в первую очередь обратить внимание на то, что очень часто, особенно в малом бизнесе (тут нужно понимать, что хотя бизнес и малый, объемы складских помещений могут быть весьма не маленькие), на складе не просто найти тот или иной товар для клиента. Партия товара может прийти и ее могут запросто положить не туда, где она должна быть, а совсем в другое место. Например, это может произойти по причине переполненности или занятости соседних палетто-мест.
Потом про этот товар могут вообще забыть, а если обратят внимание, посмотрев в компьютерной программе, что по остаткам товар еще числится на складе, можно очень долго его искать, в то время как он позарез нужен для важного клиента (к примеру, я очень часто сталкиваюсь с этой проблемой в книжных магазинах – нужные мне книги числятся на складе, но вот найти их не могут, естественно теряют меня как клиента – прим. Николая).
(с) Николай Мрочковский, Дмитрий Пучков, фрагмент из книги «1С: Реальное управление малым бизнесом»
Основная мысль: в любой период развития компании, а особенно в период спада или не дай Бог, кризиса, необходимо уделять внимание оптимальному использованию складских помещений.
Во-первых, это стоит делать только потому, что приняв необходимые меры по сокращению объемов складских помещений уже можно существенно сократить затраты. В зависимости от объемов складов речь может идти об очень внушительных суммах. Во-вторых, это позволит навести порядок на складах, ускорит процесс приемки и отгрузки товаров, а также значительно уменьшит вероятность воровства.
Кстати, принимая решение о сокращении или не сокращении складских помещений, никогда не стоит упускать из внимания то, что уменьшая складские площади, вы по умолчанию наводите порядок в своем бизнесе. Вам приходится гораздо четче и правильней планировать закупки, вы должны регулярно анализировать оборачиваемость товаров. Но!!! Что еще более важно, так это то, что у вас уменьшатся затраты на обслуживание складов, что может оказаться весьма кстати.
Что конкретно вы можете предпринять в решения затоваренности складов?
Своевременность и точечность закупок. Перво-наперво, обращаем внимание на отдел закупок. Необходимо добиться того, чтобы закупалось только самое необходимое с учетом сезонности и небольшого запаса на будущее в зависимости от специфики бизнеса.
Контроль складских запасов. Очень важно регулярно следить за складскими запасами, особенно не очень ликвидными. Всегда оценивайте оборачиваемость товаров и если она растет, повремените с закупками новых партий, не продав или не вывезя залежавшийся товар со склада. В этом случае вместо того, чтобы раздувать складские площади, вы сможете их использовать максимально эффективно, храня на нем тот товар, которые с большей вероятностью будет куплен клиентом.
Мотивация менеджеров по закупкам. Мотивируем менеджеров отдела закупок или складских работников с одной стороны на отсутствие дефицита, а с другой на отсутствие излишков и сверхнормативных запасов. Мотивация может быть совершенно различной (не только денежной), тем не менее, поощрять менеджеров за экономию ваших складских ресурсов просто жизненно необходимо.
Как управляеть запасами на складе, чтобы не было затоваривания?
Как управляеть запасами на складе, чтобы не было затоваривания?
Для многих торговых компаний в преддверии летнего сезона существует практика затоваривая своего склада, для того чтобы всегда были товары в период пика спроса. Есть ли другие способы по управлению запасами в торговле, чтобы не нужно было хранить больше запасы товаров на складе и в то же время, чтобы не было перебоев с нужными позициями в товарной номенклатуре торговой компании?
Размер запасов сырья на складе нужно планировать исходя из отдаленности поставщика сырья на производство. Поэтому если поставщик сырья находится в пределах Украины, то поставка сырья железнодорожным составом будет варьироваться в пределах 2-3 дней в зависимости от величины партии товара, если поставщиком сырья является Россия, то поставка сырья железнодорожным составом будет варьироваться в пределах 5-7 дней.
С точки зрения Lean production, любое затоваривание — это потери. По-японски — «муда». Ведь пока продукт лежит на складе, он денег не приносит. Более того, это затраты на большое помещение склада и т.д. Существует опасность, что не все заготовленное будет продано. Следует организовать цепочку «вытягивания товара». Объяснять нужно долго. Проще, прочитайте книгу Д. Вумека и Д. Джонса «Бережливое производство». Там все подробно и ясно написано о методах и способах их реализации.
Для того чтобы вести успешно складское дело, нужно очень тщательно к этому относиться и быть постоянно в курсе товарооборота, а также изучать спрос. В результате этого можно избежать застоявшегося товара, уменьшить убытки и поднять финансовый уровень.
14 августа, 2013 — 10:59
Прежде всего, необходимо определиться с необходимыми позициями, которые вы считаете наиболее перспективными. Провести переговоры с поставщиками и в зависимости от финансового состояния предприятия, произвести небольшую предоплату за будущие поставки. Затоваривать свои склады можно не более чем из расчета на месяц продаж. Тогда у Вас будет возможность маневрирования и некоторые форс-мажорные обстоятельства в поставках будут сглажены наличием у Вас запасов. А забивать склад под завязку в ущерб другим позициям — нерентабельно.
5 декабря, 2013 — 22:56
Затоваривание склада запасами имеет различные причины. Это могут быть товары, на которые снизился спрос, это может быть сезонное повышение уровня запасов перед сезонным повышением уровня продаж. То есть, нормальное повышение и «мусорное» повышение.
Планирование запасов производится после расчета минимальной нормы (средние продажи за период) и максимального роста запасов (сезонное повышение продаж). Далее производится расчет нормы хранения и ли пропускная способность склада. На основании этих показателей можно получить представление о затоваривании склада.
10 декабря, 2013 — 13:30
Необходимо провести ABC- анализ, определиться с частотой закупок и учесть, сколько по времени идет груз. Далее составить матрицу для заказов. К примеру, анализ показал, что данная позиция продается в среднем 8 шт. в месяц, заказы решено делать раз в неделю, груз идет 5 дней. Значит, на складе всегда должно быть 4-5 штук данной номенклатуры. Перезатаривать склад нет смысла, предприятие будет нести больше потерь из-за аренды склада, как правило, выгоднее чаще осуществлять поставки.
Добрый день, чтобы не было необходимости в затоваривании склада, четко понимайте потребность производства (Заказчика), заранее информируйте о поступлении товара на склад для своевременного планирования выдачи. На нашем складе активно используется система FIFO — первый пришел, первый ушел — то есть товар, первый поступивший на склад, выдается в первую очередь.
Как избавиться от затоваривания на промежуточном складе
16 сентября, 2013 — 08:50
Как избавиться от затоваривания на промежуточном складе
В Гуанчджоу есть арендованный склад. Используем его для накопления партий товара с оптимальной загрузкой контейнеров. График возврата контейнеров не совпадает со скоростью накопления груза. Арендовать часть другого помещения не можем, ограничены в средствах. Как вы решаете такие вопросы?
16 сентября, 2013 — 08:55
Если у Вас нет средств для аренды дополнительных помещений и в конечном результате это производит к переизбытку товара на складах, увеличивайте объемы поставок. А как иначе? Не думаю, что для Вас будет выгодным вариант снижения товарооборота. Проще решать вопросы с транспортниками чем с дополнительной арендой.
16 сентября, 2013 — 13:43
Видимо придётся расширить клиентскую базу по сбыту. Мы ведь не оплачиваем перевозки, это делает клиент. Просто у них спрос упал и они не вывозят товар.
14 октября, 2013 — 14:58
Доставка товара на склад и его отгрузка со склада должны быть синхронизированы, можно разделить неделю по дням когда товар привозится и когда вывозится, толковый товаровед, если таковой имеется в штате, способен разрулить данный вопрос.
8 декабря, 2013 — 14:19
Если складывается такая ситуация, то следует чаще напоминать поставщикам, об их товаре, временно хранящемся на вашем складе, сообщая по оставленным контактам, что бы они поторопились забрать свой груз. Таким образом, у вас всегда будет оставаться место на складе для нового поступления.
11 декабря, 2013 — 00:44
Попробуйте изменить дату когда у вас забирают товар на более раннюю. Говорите с партнерем который забирает товар или изменение даты будет для него удобней.
Аналитика вместо статистики
Долгие годы большинство ретейлеров управляли товарными запасами так: на основе истории продаж выводили усредненный спрос по размерам и применяли его ко всем торговым точкам. Альтернативы не было из-за низкого уровня автоматизации и огромных массивов данных, которые было не под силу обработать.
Очевидно, что такая стратегия неприемлема для современного высококонкурентного розничного рынка. Поэтому ретейлеры все чаще используют программные аналитические решения, которые позволяют:
Затоваривание vs дефицит
Честно говоря, я не очень люблю шопинг: когда я прихожу в магазин, мне хочется быстро взять с полки нужный товар и уйти. Естественно, я искренне надеюсь, что он будет в наличии. Но, увы, реальность далеко не такова.
Пару недель назад я пришел в магазин крупной сети за кроссовками. К сожалению, нужного размера в наличии не было, и мне пришлось уйти ни с чем. Я уверен, что в подобную ситуацию попадал практически каждый покупатель. Почему ретейлеры это допускают? Что они делают неправильно? Что поможет им понять запросы потребителей и в будущем избегать таких казусов?
Чтобы ответить на эти вопросы, важно понимать, что розничная торговля усложняется. Ключевой глобальный тренд сейчас — это многоканальность. Те игроки рынка, которые не используют для продаж несколько каналов одновременно, рискуют оказаться на периферии или даже за бортом торговли.
Тренд на использование одним ретейлером максимального количества каналов продаж актуален и в России. В ситуации стагнации россияне более взвешенно подходят к покупкам, а ретейлерам приходится искать новые каналы для сбыта. Так или иначе главными каналами остаются интернет и розничные магазины. Практически все крупные ретейлеры задействуют оба этих канала.
При этом многоканальность значительно усложняет логистику, ведь в интернете спрос зачастую есть на одни размеры и модели, а в рознице — совсем на другие. В разных регионах и разных магазинах картина разительно отличается. И если ретейлер заранее не представит ее в деталях, то ему грозят серьезные финансовые потери.
В примере с кроссовками, который я упомянул, мы имеем дело с недостаточными объемами поставок. Очевидно, что ретейлерам трудно отследить, сколько товаров определенного размера надо иметь на складе — они представляют это только в общих чертах.
Обратная ситуация — затоваривание. В этом случае ретейлерам приходится продавать товар со значительными скидками, устраивать распродажи — словом, делать все возможное, чтобы освободить на складах места для новых коллекций.
В случае с недопоставками страдает прежде всего репутация ретейлера. Когда в наличии нет нужного товара, покупатель уходит из магазина без покупок и недовольным. Как следствие, сеть недополучает прибыль.
В случае с затовариванием ретейлер не несет репутационных потерь, но несет финансовые — это еще хуже. Поскольку он теряет не гипотетическую недополученную прибыль, а вынужденно продает товары с низкой или нулевой, а иногда и отрицательной маржинальностью.