Организация персонифицированного учета лекарственных препаратов является необходимым условием для создания удобной автоматизированной системы управления медицинским учреждением.
Персонифицированный учет (ПУ) — детализированный учет расхода лекарственных препаратов (ЛП) на каждого пациента. ПУ регламентирован приказом Минздравсоцразвития РФ от 25 января 2011 г. №29н. «Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования», при этом приказ не детализирует форму ведения отчетности.
Цели Персонифицированного учета (ПУ)
Необходимые условия для организации ПУ
Основные инструменты для автоматизации ПУ:
Организация списания лекарственных препаратов на пациентов
Корректное списание ЛП на пациентов, является основой персонифицированного учета лекарственных средств. Рассмотрим решение этой проблемы на примере программных продуктов 1С:Медицина. Больничная аптека и 1С:Медицина. Больница. Формирование назначения врача осуществляется в медицинской информационной системе МИС (рис. 1), где указывается препарат, способ применения, график назначения. Исполнение назначения врача устанавливается отметкой в системе о выданном препарате, осуществляется постовой медицинской сестрой (рис. 2).
Рис. 1 Пример формирования назначения врача
Рис. 2 Подбор товаров
3. Исполнение назначения
Перемещение товаров для списания на пациента (рис. 4), осуществляется старшей медицинской сестрой со склада на пост, далее с поста происходит списание товаров на пациента (рис. 5). В типовой версии конфигурации списание проводится документом «Списание по назначению врача». При этом системой под списание подбирается товар по остаткам (рис. 6) в первую очередь с наименьшим сроком годности, что позволяет оптимизировать расход препаратов. Также система отражает возникающие расхождения (например, если остатка ЛП на посту для списания недостаточно).
Рис. 4 Перемещение товаров между отделениями
Рис. 5 Списание по назначению врача
Рис. 6 Списание по остаткам
Для оценки эффективности есть возможность сравнить количество препаратов, списанных на пациентов и на отделения. При необходимости списать товар не на пациента, а на отделение списание осуществляется через документ «Внутреннее потребление товаров в отделении» (рис. 7).
Рис. 7 Внутреннее потребление товаров в отделении
Совмещение процессов исполнения и списания по назначению врача
В случае возникновения необходимости совмещения данных процессов, возможно внедрение доработки конфигурации. Для осуществления одновременного исполнения назначения врача и списания назначенных товаров, данная доработка конфигурации отображает для постовой сестры установленные назначения, а также факт их выполнения/отсутствия выполнения. Постовой сестрой отмечается факт выполнения и автоматически система фиксирует списание лекарственных препаратов (рис. 8).
8. Пост отделения
Возможные сложности при автоматизации процесса списания ЛП:
Организация персонифицированного учета лекарственных препаратов возможна как для всех препаратов, используемых в учреждении, так и для группы препаратов (например, только для дорогостоящих ЛП). Персонифицированный учет осуществляется на базе программных продуктов 1С и настраивается для каждой организации индивидуально, исходя из потребностей и особенностей работы каждого медицинского учреждения. Предлагаемые нами программные продукты от компании 1С позволяют осуществлять необходимую доработку и имеют гибкие настройки для удовлетворения возникающих запросов и потребностей наших заказчиков.
Как правильно вести учет медикаментов
«В бюджетном учреждении ведется предметно-количественный учет по всем медикаментам. Лекарственные средства с аптечного склада передаются старшей медсестре по требованию-накладной. Проверяющие указали, что в бухгалтерском учете необходимо видеть остатки препаратов у старшей медсестры и остатки на посту. При этом фактически остатки числятся на старшей медсестре как на материально ответственном лице. Как ведется учет медикаментов в бюджетном учреждении от старшей медицинской сестры на пост? Как оформляется выбытие медикаментов?»
Отвечает эксперт службы правового консалтинга компании «Гарант» Анна Киреева:
Рассмотрев вопрос мы пришли к выводу, что учет медикаментов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения от старшей медицинской сестры на пост осуществляется в порядке, определенном учетной политикой учреждения.
При организации бухгалтерского учета бюджетные учреждения руководствуются положениями:
— инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 г. № 157н;
— федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 г. № 256н;
— инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 г. № 174н.
Кроме того, в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам, учреждения здравоохранения могут использовать положения инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 г. № 747, которая не утратила силу. Например, опираясь на положения инструкции № 747, строят свои разъяснения специалисты финансового ведомства в отношении учета медикаментов, перевязочных средств и изделий медназначения в бюджетных учреждениях здравоохранения.
Отметим, что следует различать бухгалтерский и «специальный» учет медикаментов. Предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения осуществляется медучреждением согласно ст. 58.1 Федерального закона от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». В частности, данной нормой устанавливаются перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, а также порядок их «специального» учета и соответствующие документы. Кроме того, особенности предметно-количественного учета лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку, описаны в разделе II инструкции № 747.
П. 45 инструкции № 747 предусмотрено, что стоимость лекарственных средств, выданных в отделения (кабинеты) учреждения, списывается в расход. Данная норма может быть обусловлена тем, что лекарственные средства отпускаются аптекой отделениям (кабинетам) в размере текущей потребности: ядовитые лекарственные средства – 5-дневной, наркотические – 3-дневной, все остальные – 10-дневной (п. 19 инструкции
№ 747). А также в отделении (кабинете) не допускается создание запасов лекарственных средств сверх текущей потребности (п. 11 инструкции № 747).
Наряду с этим списание материальных запасов в бухгалтерском учете осуществляется на основании положений инструкций №№ 157н, 174н. Данные нормативные правовые акты не содержат особенностей списания медикаментов. Они списываются в общем порядке, предусмотренном для списания материальных запасов.
При этом важен вопрос момента списания материальных запасов, который определяется учреждением самостоятельно при соответствующем обосновании данного решения и закрепляется в учетной политике учреждения. При принятии решения о моменте списания лекарственных препаратов учреждению следует избегать крайностей и учитывать, что они делятся на потребляемые и непотребляемые. Кроме того, желательно определить, насколько важно обеспечить контроль за сохранностью конкретной группы (вида) материальных ценностей, насколько они значимы. Например, не вызывает сомнения значимость особого учета наркотических средств.
При этом следует понимать, что действующие нормативные правовые акты не устанавливают четких границ между потребляемыми и непотребляемыми материальными запасами; а также имуществом, подлежащим списанию прямым расходом при выдаче из мест хранения, и ценностями, которые могут списываться с баланса только после оформления дополнительных документов.
Учет медикаментов на балансе учреждения в течение всего времени их использования позволит избежать претензий со стороны контролирующих органов. В то же время польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.
Таким образом, в медицинском учреждении в соответствии с принятым решением, закрепленным в учетной политике, выбытие медикаментов может осуществляться как прямым расходом при их выдаче со склада в отделение, так и по факту оказания медицинской услуги. Если в учреждении принимается решение о списании с бухгалтерского учета медикаментов непосредственно по факту оказания медицинской услуги, то в таком случае медикаменты, переданные старшей медицинской сестре, продолжают учитываться на счете 105 01 до момента их списания. На основании сведений, получаемых медсестрой с поста с периодичностью, установленной учреждением (но не реже 1 раза за интервал, для которого установлен размер текущей потребности), она фиксирует дату выбытия медикаментов, которой затем отражается их выбытие в бухгалтерском учете. Иными словами, в бухгалтерском учете отражается списание по счету 105 01 в порядке абзаца 1 п. 37 инструкции № 174н.
Выбытие медикаментов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом – Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином России (п. 34 инструкции № 157н). Таким актом может быть Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). К нему, в частности, могут прикладываться документы, на основании которых осуществляется фактическое расходование лекарственных средств (приложение № 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 г. № 52н). То есть документы по «специальному» учету медикаментов.
Для целей отражения в учете остатков медикаментов, переданных на пост, может быть предусмотрено ведение дополнительного аналитического учета на счете 105 01 медикаментов, переданных старшей медсестрой непосредственно в отделение. Например, медикаменты учитываются на балансовом счете 105 01 с указанием материально ответственного лица – старшей медсестры. При их передаче в отделение отражается их внутреннее перемещение со сменой аналитики, например, «медикаменты на посту». Списание медикаментов в бухгалтерском учете со счета 105 01 в таком случае будет также производиться на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230), составленного по данным, представленным старшей медсестрой.
Следует отметить, что подобный вариант учета является правом, а не обязанностью учреждения. Конкретное решение о порядке учета и списания медикаментов принимается медорганизацией и закрепляется в рамках формирования ее учетной политики. Принимая такое решение, необходимо сопоставить возможные трудозатраты с полученным результатом.
На основании изложенного в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
Учет медикаментов (для бюджетной сферы)
Общие положения по учету медикаментов
Медикаменты учитываются в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждений в составе материальных запасов на счете (п.п. 117, 118 Инструкции N 157н):
— 105 31 «Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения» казенными учреждениями;
— 105 21 «Медикаменты и перевязочные средства — особо ценное движимое имущество учреждения» или 105 31 «Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения» бюджетными и автономными учреждениями.
Примечание
Соответственно, медикаменты, не предназначенные для использования в медицинских целях, например, для научных опытов или исследований учитываются на счете 105 06 «Прочие материальные запасы» (см. например, письмо Минфина России от 28.06.2019 N 02-08-10/47979).
Не всегда те или иные материальные ценности можно с уверенностью отнести к медикаментам. Для решения этого вопроса должностные лица учреждения могут обращаться к материалу:
1. Классу 21 «Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях» Общероссийского классификатора (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), принятый и введенный в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, далее — Общероссийский классификатор);
2. Отраслевым нормативным правовым актам:
— ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Федеральный закон N 61-ФЗ);
— ст. 38 «Медицинские изделия» Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
При принятии решения об отнесении конкретного материального запаса к медикаментам необходимо использовать приведенные нормы в совокупности.
Пример. Отнесение к медикаментам дезинфекционных средств
Пример
Дезинфекционные средства относятся к лекарственным средствам (медикаментам) (п.п. 1, 14 Инструкции N 747).
В то же время Общероссийский классификатор разделяет дезинфекционные средства на:
— медицинские: класс 21, код 21.20.10.158 «Антисептики и дезинфицирующие препараты»;
— хозяйственные (химические): класс 20, код 20.20.14.000 Средства дезинфекционные.
Таким образом, на счете 105 01 могут учитываться только медицинские дезинфекционные средства, применяемые в медицинских целях (см. также постановление Восемнадцатого ААС от 07.08.2013 N 18АП-5881/13).
Следует различать бухгалтерский и «специальный» учет медикаментов.
В определенных случаях в учреждении необходимо вести предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения. Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, а также порядок их «специального» учета и соответствующие документы регулируются ст. 58.1 Федерального закона N 61-ФЗ. Кроме того, особенности предметно-количественного учета лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку, описаны в разделе II Инструкции N 747.
Лекарственные средства (кроме подлежащих предметно-количественному учету), отнесенные к группе медикаментов, в бухгалтерском учете возможно учитывать в суммовом выражении, при условии отражения полной информации об указанных медикаментах (наименование, количество, стоимость и т.д.) в подразделении, ответственном за их сохранность (использование) — аптеке учреждения. При этом особенности организации учета медикаментов устанавливаются актом учреждения в рамках формирования его учетной политики (п. 1 письма Минфина России от 25.03.2016 N 02-07-10/17036).
Учреждение самостоятельно выбирает единицу бухгалтерского учета запасов с учетом положений, установленных им в рамках формирования учетной политики. Главное: обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, в том числе для представления внешним пользователям, а также — надлежащий контроль за их сохранностью и движением (п. 8 Стандарта «Запасы»).
Согласно п. 8 Стандарта «Запасы» единицей запасов является:
— номенклатурная (реестровая) единица;
— партия, однородная (реестровая) группа запасов. При этом должен быть обеспечен аналитический учет запасов, обеспечивающий надлежащий контроль за их сохранностью и движением.
Единица учета выбирается в зависимости от характера запасов, порядка их приобретения и (или) использования.
Выбор единицы учета медикаментов
Лекарственные средства для медицинского применения, подлежащие предметно-количественному учету, следует учитывать по номенклатурным единицам. К примеру, к ним относятся препараты, содержащие сильнодействующие и ядовитые вещества.
Иные медикаменты можно учитывать партиями. Партия включает в себя однородные товары, поступившие от одного поставщика по одному документу или по нескольким документам, но одновременно, а также товары, поступившие от одного поставщика одним видом транспорта. Данная единица учета позволяет отслеживать срок годности, избежать убытков.
Поступление медикаментов в учреждение
Расходы на приобретение медикаментов относятся на КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Подстатья КОСГУ выбирается следующим образом:
1. На подстатью 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ относятся расходы по приобретению лекарственных препаратов, применяемых исключительно в медицинских целях (п. 11.4.1 Порядка N 209н, письмо Минфина России от 01.11.2019 N 02-08-10/84779). При этом, по мнению Минфина, по подстатье 341 КОСГУ могут быть отражены расходы по приобретению лекарственных средств и ветеринарных препаратов для оказания ветеринарных услуг в лечебных целях (письмо Минфина России от 24.01.2020 N 02-08-10/4318).
2. На подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ относятся расходы по приобретению лекарственных препаратов, не предназначенных для использования в медицинских целях. Например, для научных опытов или исследований (письмо Минфина России от 28.06.2019 N 02-08-10/47979).
Коды КОСГУ отражаются в 24-26 разрядах номера счета 105 01 (п. 21 Инструкции N 157н, п. 21 Инструкции N 162н, п. 31 Инструкции N 174н, п. 31 Инструкции N 183н).
Исходя из того, что счета учета материальных запасов увязываются с кодами КОСГУ 341-346, поступление медикаментов в учреждение может отражаться по целевому/функциональному назначению медикаментов на следующих счетах учета:
— 0 105 Х1 341: при их использовании в медицинских целях;
— 0 105 Х6 346: когда они не предназначены для использования в медицинских целях.
Медикаменты принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (п. 11 Стандарта «Запасы»).
При формировании первоначальной стоимости медикаментов нет особенностей — этот процесс осуществляется в общем порядке для материальных запасов.
О формировании первоначальной стоимости материальных запасов подробнее смотрите здесь.
Принятие к бухгалтерскому учету приобретенных (полученных) медикаментов осуществляется на основании первичных (сводных) учетных документов (п. 11 Стандарта «Запасы»).
Это может быть:
— Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0507207), оформленный комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов в порядке, определенном в рамках учетной политики;
— первичные учетные документы, предусмотренные условиями договора (контракта). Подобные отгрузочные документы, оформленные надлежащим образом, являются достаточным основанием для принятия к учету объектов. При этом оформление дополнительного первичного учетного документа в виде Приходного ордера (ф. 0504207) не требуется (см. письмо Минфина России от 07.12.2016 N 02-07-10/72795). Вместе с тем, учетной политикой может быть предусмотрен конкретный порядок оформления подобных дополнительных документов.
Если при поступлении медикаментов требуются дополнительные вложения (например, их необходимо доставить в учреждение за дополнительную плату), их стоимость, а также все суммы дополнительных вложений «накапливаются» на счете 106 04 «Вложения в материальные запасы» и лишь затем относятся в дебет счета 105 00 «Материальные запасы».
Внимание
Если помимо суммы, уплачиваемой в соответствии с договором поставщику (продавцу), учреждение не будет осуществлять никаких других затрат, непосредственно связанных с приобретением медикаментов, их поступление сразу может отражаться по дебету счета 105 00 «Материальные запасы» (см. определение Верховного Суда РФ от 08.04.2020 N 301-ЭС20-3205).
Приобретение медикаментов за плату (по обменным операциям) отражается в общем порядке для материальных запасов.
Кроме того, медикаменты могут поступать в учреждение по необменным операциям (в том числе, безвозмездно). Тогда в бухгалтерском (бюджетном) учете отражаются следующие корреспонденции счетов:
Списание медикаментов в бухгалтерском (бюджетном) учете осуществляется на основании положений Инструкций NN 157н, 162н, 174н, 183н. Данные нормативные правовые акты не содержат особенностей списания медикаментов. Они списываются в общем порядке, предусмотренном для списания материальных запасов.
Списание медикаментов с истекшим сроком годности осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230). При этом в учете может отражаться бухгалтерская запись по дебету счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (п. 37 Инструкции N 174н, п. 37 Инструкции N 183н).
Важным является вопрос момента списания медикаментов, который определяется учреждением самостоятельно при соответствующем обосновании данного решения. Принятое решение закрепляется в учетной политике учреждения.
При принятии решения о моменте списания медикаментов желательно определить, насколько важно обеспечить контроль за сохранностью конкретной группы (вида) материальных ценностей, насколько они значимы. Например, не вызывает сомнения значимость осуществления особого учета наркотических средств.
При этом следует понимать, что действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают четких границ между:
— потребляемыми и непотребляемыми материальными запасами;
— имуществом, подлежащим списанию прямым расходом при выдаче из мест хранения, и ценностями, которые могут списываться с баланса только после оформления дополнительных документов.
Таким образом, в учреждении в соответствии с принятым решением, закрепленным в учетной политике, выбытие медикаментов может осуществляться как прямым расходом при их выдаче, к примеру, со склада в отделение, так и по факту оказания медицинской услуги.
Выбытие медикаментов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом — Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином РФ (п. 34 Инструкции N 157н, п. 40 Стандарта «Запасы»). Таким Актом может быть Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). К нему, в частности, могут прикладываться документы, на основании которых осуществляется фактическое расходование лекарственных средств. То есть документы по «специальному» учету медикаментов.
Пример. Как учреждению отразить в учете медикаменты
Медицинское бюджетное учреждение за счет средств ОМС приобретает у коммерческой организации панкреатин. В учреждении принято решение о списании панкреатина прямым расходом на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230) с приложенными к нему документами, обосновывающими количество.
В бухгалтерском учете отразятся следующие записи:
*(1) В таблице приведены бухгалтерские записи для поступления медикаментов, используемых в медицинских целях. Для отражения поступления медикаментов, не используемых в медицинских целях, применяются аналогичные бухгалтерские записи, но по дебету отражается счет 0 105 36 346.
*(2) Инструкции NN 174н, 183н не содержат такой бухгалтерской записи, но с учетом того, что данные бухгалтерского учета учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, данная бухгалтерская запись может быть согласована бюджетными учреждениями в порядке п. 4 Инструкции N 174н, автономными учреждениями в порядке п. 5 Инструкции N 183н.
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения по вопросу отражения в бухгалтерском учете медикаментов и сообщает.
1. Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора материальных запасов в бухгалтерском учете определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).
В соответствии с пунктом 100 Инструкции N 157н материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости.
Единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением.
В зависимости от характера материальных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материальных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.
При этом учреждение с учетом своей организационной структуры вправе между своими подразделениями, в том числе бухгалтерией и аптекой, распределять функции по учету материальных запасов (медикаментов), например в суммовом выражении и (или) в номенклатурном (детализированном).
Пунктом 119 Инструкции N 157н, пунктом 31 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н, установлено, что медикаменты учитываются в составе материальных запасов на счете 0 105 31 000 «Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения».
Аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения, с учетом положений, предусмотренных отраслевыми особенностями.
В то же время согласно пункту 46 Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 2.06.1987 N 747 (далее — Инструкция N 747), аналитический учет лекарственных средств (кроме подлежащих предметно-количественному учету) ведется в суммовом выражении по группам ценностей:
медикаменты — лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и т.п.;
перевязочные средства — марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага, алигнин и т.п.;
вспомогательные материалы — бумага вощеная, пергаментная и фильтровальная, бумажные коробки и мешочки, капсулы и облатки, колпачки, пробки, нитки, сигнатуры, этикетки, резиновые обхваты, смола и т.п.;
тара — склянки и банки емкостью свыше 5000 мл, бутыли, бидоны, ящики и другие предметы возвратной тары, стоимость которой не включена в цену приобретенных медикаментов, а показана в оплаченных счетах отдельно.
Учитывая изложенное, лекарственные средства (кроме подлежащих предметно-количественному учету), отнесенные к группе медикаментов, в бухгалтерском учете, по мнению Департамента, возможно учитывать в суммовом выражении, при условии отражения полной информации об указанных медикаментах (наименование, количество, стоимость и т.д.) в подразделении, ответственном за их сохранность (использование) — аптеке учреждения.
При этом особенности организации учета медикаментов устанавливаются актом учреждения в рамках определения своей учетной политики.
2. Пунктом 108 Инструкции N 157н установлено, что выбытие (отпуск) материальных запасов, в том числе медикаментов, производится по фактической стоимости каждой единицы, либо по средней фактической стоимости.
Применение одного из указанных способов может определяться субъектом учета самостоятельно, отразив указанный способ в рамках формирования своей учетной политики (пункт 6 Инструкции N 157н).
При этом определение средней фактической стоимости материальных запасов производится по каждой группе (виду) запасов и осуществляется в течение финансового года непрерывно.
Таким образом, по мнению Департамента, применение в бухгалтерском учете для разных групп (видов) материальных запасов (например: медикаментов, продуктов питания и т.д.) различных методов списания материальных запасов (по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости) не противоречит требованиям Инструкции N 157н.
Даны разъяснения об отражении в бухучете медикаментов.
Лекарственные средства (кроме подлежащих предметно-количественному учету), отнесенные к группе медикаментов, в бухучете можно учитывать в суммовом выражении при условии отражения полной информации об указанных медикаментах (наименование, количество, стоимость и т. д.) в подразделении, ответственном за их сохранность (использование), — аптеке учреждения.
Применение в бухучете для разных групп (видов) материальных запасов (например, медикаментов, продуктов питания и т. д.) различных методов списания материальных запасов (по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости) не противоречит требованиям Инструкции по применению Единого плана счетов бухучета.
Департамент лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России в пределах своей компетенции рассмотрел Ваше обращение и сообщает следующее.
В настоящее время, требования по учету лекарственных средств в аптечных организациях установлены пунктом 14 правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденными приказом Минздрава России от 11.07.2017 N 403н, а также Правилами изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденные приказом Минздрава России от 26.10.2015 N 751н.
Учет лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету осуществляется в соответствии с Правилами регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 17.06.2013 N 378н.
Кроме того, в случае необходимости учета финансово-материальных ценностей, руководствуются инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Иных действующих нормативных правовых актов в сфере учета медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в медицинских организациях не предусмотрено.
Заместитель директора Департамента
С.В. Семечева
Минздрав разъяснил, какими нормативными правовыми актами урегулироваан порядок учета медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в медицинских организациях.