Что в ц

Что в ц Карманный ПК

Типы данных

Переменная имеет определенный тип. И этот тип определяет, какие значения может иметь переменная и сколько байт в памяти она будет занимать.
В Си определены следующие базовые типы данных:

  • : представляет один символ. Занимает в памяти 1 байт (8 бит). Может хранить любое значение из диапазона от -128 до 127
  • : представляет один символ. Занимает в памяти 1 байт (8 бит). Может хранить любой значение из
    диапазона от 0 до 255
  • : то же самое, что и char
  • : представляет целое число в диапазоне от –32768 до 32767. Занимает в памяти 2 байта (16 бит).Имеет псевдонимы , и signed short int.
  • : представляет целое число в диапазоне от 0 до 65535. Занимает в памяти 2 байта (16 бит).Имеет псевдоним unsigned short int.
  • : представляет целое число. В зависимости от архитектуры процессора может занимать 2 байта (16 бит) или 4 байта (32 бита). Диапазон предельных
    значений соответственно также может варьироваться от –32768 до 32767 (при 2 байтах) или от −2 147 483 648 до 2 147 483 647 (при 4 байтах). Имеет псевдонимы и
  • : представляет положительное целое число. В зависимости от архитектуры процессора может занимать 2 байта (16 бит) или 4 байта (32 бита), и из-за этого диапазон предельных значений может
    меняться: от 0 до 65535 (для 2 байт), либо от 0 до 4 294 967 295 (для 4 байт).Имеет псевдоним : то же самое, что и
  • : представляет целое число в диапазоне от -2 147 483 648 до 2 147 483 647. Занимает в памяти 4 байта (32 бита).Имеет псевдонимы , signed long int и .
  • : представляет целое число в диапазоне от 0 до 4 294 967 295. Занимает в памяти 4 байта (32 бита).Имеет псевдоним unsigned long int.
  • : представляет целое число в диапазоне от -9223372036854775807 до +9 223 372 036 854 775 807. Занимает в памяти, как правило, 8 байт (64 бита).Имеет псевдонимы long long int, signed long long int и signed long long.
  • unsigned long long: представляет целое число в диапазоне от 0 до 18 446 744 073 709 551 615. Занимает в памяти, как правило, 8 байт (64 бита).Имеет псевдоним unsigned long long int.
  • : представляет вещественное число одинарной точности с плавающей точкой в диапазоне +/- 3.4E-38 до 3.4E+38. В памяти занимает 4 байта (32 бита)
  • : представляет вещественное число двойной точности с плавающей точкой в диапазоне +/- 1.7E-308 до 1.7E+308. В памяти занимает 8 байт (64 бита)
  • : представляет вещественное число двойной точности с плавающей точкой в диапазоне +/- 3.4E-4932 до 1.1E+4932. В памяти занимает 10 байт (80 бит). На некоторых системах может занимать 96 и 128 бит.
  • : тип без значения

Целочисленные типы

Наиболее распространенным целочисленным типом является (имеет псевдонимы и ), представляет целое число
со знаком и обычно занимает 4 байта. Переменной такого типа можно передать целое число:

int age = 38;
signed int number = 2;
signed temps = -3;

Для определения переменной некоторого типа можно использовать все псевдонимы этого типа. Так, в примере выше определяются три переменных типа int, хотя в каждом случае используются
разные псевдонимы типа: int, signed int и signed.

Суффиксы целочисленных типов

Стоит учитывать, что любое десятичное число рассматривается по умолчанию как значение типов int/long int/long long int (в зависимости от размера)
и при присвоении переменным другим типов будет выполняться преобразование. Чтобы указать, что число явным образом представляет определенный тип, к числу добавляется определенный суффикс:

Как видно, не для всех типов есть отдельные суффиксы. И для некоторых типов можно применять несколько суффиксов. Применим суффикс. Например, если надо хранить только положительные числа, то можно взять тип . Для определения чисел этого типа применяется суффикс или :

При выводе таких чисел на консоль применяется спецификатор .

Стоит отметить, что мы могли бы присвоить переменной число и без суффикса и получили бы тот же самый результат:

unsigned number1 = 4294967294; // без суффикса u
unsigned int number2 = 22; // без суффикса u
printf(«number1 = %u
«, number1);
printf(«number2 = %u
«, number2);

Зачем же нужен данный суффикс? Без этого суффикса десятичное число рассматривается как значение типов int/long int/long long int и при присвоении
переменной типа unsigned int выполняется преобразование. Используя суффикс, мы можем избежать ненужного преобразования.

Пример определения данных других типов:

Обратите внимание на спецификатор, который используется для вывода числа на консоль в функции printf():

Определение чисел в различных системах

Си позволяет определять числа в разных числовых системых. Числа в двоичной системе начинаются с символов , после которых идет набор 1 и 0, которые представляют число.
Восьмеричные числа начинаются с числа 0, за которым могут идти цифры от 0 до 7. Щестнадцатеричные числа начинаются с или ,
за которыми следуют шестнадцатеричные цифры от 0 до 9 и от A до F. Например:

В данном случае определены четыре переменных, но каждая из них хранит одно и то же число — 11, записанное в разных системах исчисления.

Числа с плавающей точкой

Числа с плавающей точкой представлены тремя типами: , , . В качестве разделителя между целой
и дробной частями применяется точка. По умолчанию все дробные числа представляют тип , который занимает 8 байт:

Для вывода значения double на консоль используется спецификаторы и . Чтобы указать, что число представляет тип ,
применяется суффикс , а для — суффикс :

Символы

Переменным типа можно присвоить один символ в одинарных кавычках:

char letter = ‘A’;

Здесь определяется переменная letter, которая хранит символ ‘A’. Однако в реальности переменная типа char хранит число. И когда переменной присваивается символ, она получает
числовой код этого символа из таблицы, которая сопоставляет числовые коды и символы. Наиболее распространена таблица ASCII. Она сопоставляет символы с числами от 0 до 127. Но есть и другие таблицы,
которые, как правило, эту таблицу ASCII. Например, возьмем выше определенную переменную letter и выведем ее содержимое на консоль:

Числовой код символа ‘A’ в таблице ASCII равен 65. Для наглядности в программе два раза выводим значение переменной letter. Но в первом случае используем спецификатор %d
для вывода числового кода символа, а во втором случае применяется спецификатор %c, который позволяет вывести на консоль сам символ. То есть при выполнении программа выведет
на консоль:

Вместо символа в одинарных кавычках мы могли бы присвоить напрямую числовой код:

И мы получили бы тот же самый результат.

Typedef

Оператор позволяет для определенного типа псевдоним. Это может потребоваться, например, когда название некоторого типа довольно большое, и
мы хотим его сократить.

Общая форма оператора

typedef существующий_тип псевдоним

Например, зададим для типа unsigned char псевдоним BYTE:

typedef unsigned char BYTE;

И мы сможем использовать этот тип как и любой другой:

Размер типов данных

В выше приведенном списке для каждого типа указан размер, который он занимает в памяти. Однако стоит отметить, что предельные размеры для типов разработчики компиляторов могут выбирать самостоятельно, исходя из
аппаратных возможностей компьютера. Стандарт устанавливает лишь минимальные значения, которые должны быть. Например, для типов int и short минимальное
значение — 16 бит, для типа long — 32 бита. При этом размер типа long должен быть не меньше размера типа int, а размер типа int — не меньше размера типа short. Но в
целом для типов используются те размеры, которые указаны выше при описании типов данных.

Однако бывают ситуации, когда необходимо точно знать размер определенного типа. И для этого в C есть оператор ,
который возвращает размер памяти в байтах, которую занимает переменная:

При этом при определении переменных важно понимать, что значение переменной не должно выходить за те пределы, которые очерчены для ее типа. Например:

Компилятор GCC при компиляции программы с этой строкой выдаст ошибку о том, что значение -65535 не входит в диапазон допустимых значений для типа
unsigned short int.

Предисловие

Это описание интересно также и с исторической точки зрения и для понимания того, как далеко ушел язык Си с момента своего рождения и IT-отрасль в целом.

Хочу сразу оговориться, что мой второй язык французский:

Что в ц

Но это компенсируется 46-летним программистским стажем.
Итак, приступим, наступила очередь Эндрю Таненбаума.

Введение в язык Си (стр. 350 — 362)

Что в ц

Язык программирования Cи был создан Деннисом Ритчи из AT&T Bell Laboratories как язык программирования высокого уровня для разработки операционной системы UNIX. В настоящее время язык широко используется в различных областях. C особенно популярен у системных программистов, потому что позволяет писать программы просто и кратко.

Основной книгой, описывающая язык Cи, является книга Брайана Кернигана и Денниса Ритчи « Язык программирования Cи» (1978). Книги по языку Си писали Bolon (1986), Gehani (1984), Hancock and Krieger (1986), Harbison и Steele (1984) и многие другие.

В этом приложении мы попытаемся дать достаточно полное введение в Cи, так что те кто знаком с языками высокого уровня, такими как Pascal, PL/1 или Modula 2, смогут понять большую часть кода MINIX, приведенного в этой книге. Особенности Cи, которые не используются в MINIX, здесь не обсуждаются. Многочисленные тонкие моменты опущены. Акцент делается на чтении программ на Си, а не на написании кода.

Основы языка Си

Процедура содержит три константы. Константа 10 в первом присваивании
это обычная десятичная константа. Константа 015 является восьмеричной константой
(равно 13 в десятичной системе счисления). Восьмеричные константы всегда начинаются с начального нуля. Константа 0xFF является шестнадцатеричной константой (равной 255 десятичной). Шестнадцатеричные константы всегда начинаются с 0x. Все три типа используются в Cи.

Основные типы данных

Cи имеет два основных типа данных (переменных): целое и символ, объявляемые как int и char, соответственно. Нет отдельной булевой переменной. В качестве булевой переменной используется переменная int. Если эта переменная содержит 0, то это означает ложь/false, а любое другое значение означает истина/true. Cи также имеет и типы с плавающей точкой, но MINIX не использует их.

К типу int можно применять «прилагательные» short, long или unsigned, которые определяют (зависящий от компилятора) диапазон значений. Большинство процессоров 8088 используют 16-битные целые числа для int и short int и 32-битные целые числа для long int. Целые числа без знака (unsigned int) на процессоре 8088 имеют диапазон от 0 до 65535, а не от -32768 до +32767, как это у обычных целых чисел (int). Символ занимает 8 бит.

Спецификатор register также допускается как для int, так и для char, и является подсказкой для компилятора, что объявленную переменную стоит поместить в регистр, чтобы программа работала быстрее.

int i; /* одно целое число */
short int z1, z2; / *два коротких целых числа */
char c; /* один символ */
unsigned short int k; /* одно короткое целое без знака */
long flag_poll; /* ‘int’ может быть опущено */
register int r; /* переменная регистра */

Рис. А-2. Некоторые объявления.

Преобразование между типами разрешено. Например, оператор

flag_pole = i;

разрешен, даже если i имеет тип int, а flag_pole — long. Во многих случаях
необходимо или полезно принудительно проводить преобразования между типами данных. Для принудительного преобразования достаточно поставить целевой тип в скобках перед выражением для преобразования. Например:

Про мини ПК:  Бесплатно скачать штрих-код с камеры мобильного телефона iPhone

р ( (long) i);

предписывает преобразовать целое число i в long перед передачей его в качестве параметра в процедуру p, которая ожидает именно параметр long.

При преобразовании между типами следует обратить внимание на знак.
При преобразовании символа в целое число некоторые компиляторы обрабатывают символы как знаковые, то есть от — 128 до +127, тогда как другие рассматривают их как
без знака, то есть от 0 до 255. В MINIX часто встречаются такие выражения, как

которые преобразует с (символ) в целое число, а затем выполняет логическое И
(амперсанд) с восьмеричной константой 0377. В результате получается, что старшие 8 бит
устанавливаются в ноль, фактически заставляя рассматривать c как 8-битное число без знака, в диапазоне от 0 до 255.

Составные типы и указатели

объявляет s как структуру, содержащую два члена, целое число i и символ c.

Чтобы присвоить члену i структуры s значение 6, нужно записать следующее выражение:

где оператор точка указывает, что элемент i принадлежит структуре s.
Объединение — это также набор членов, аналогично структуре, за исключением того, что в любой момент в объединение может находится только один из них. Объявление

означает, что вы можете иметь целое число или символ, но никак не оба. Компилятор должен выделить достаточно места для объединения, чтобы в нем мог разместиться самый большой (с точки зрения занимаемой памяти) элемент объединения. Объединения используются только в двух местах в MINIX (для определения сообщения как объединения нескольких различных структур, и для определения дискового блока как объединения блока данных, блока i-узла, блока каталога и т. д.).

Указатели используются для хранения машинных адресов в Cи. Они используются очень и очень часто. Символ звездочка (*) используется для обозначения указателя в объявлениях. Объявление

объявляет целое число i, указатель на целое число pi, массив a из 10 элементов, массив b из 10 указателей на целые числа и указатель на указатель ppi на целое число.

Точные правила синтаксиса для сложных объявлений, объединяющих массивы, указатели и другие типы несколько сложны. К счастью, MINIX использует только простые объявления.

На рисунке A-3 показано объявление массива z структур struct table, каждая из которых имеет
три члена, целое число i, указатель cp на символ и символ с.

Массивы структур распространены в MINIX. Далее, имя table можно объявить как структуру struct table, которую можно использовать в последующих объявлениях. Например,

register struct table *p;

где амперсанд в качестве унарного (монадического) оператора означает «взять адрес того, что за ним следует ». Скопировать в целочисленную переменную n значение члена i
структуры, на которую указывает указатель р, можно следующим образом:

Обратите внимание, что стрелка используется для доступа к члену структуры через указатель. Если мы будем использовать переменную z, то тогда мы должны использовать оператор с точкой:

Иногда удобно дать имя составному типу. Например:

typedef unsigned short int unshort;

определяет unshort как unsigned short (короткое целое число без знака). Теперь unshort может быть использован в программе как основной тип. Например,

объявляет короткое целое число без знака, указатель на короткое целое число без знака и
массив коротких целых без знака.

Операторы

Процедуры в Cи содержат объявления и операторы. Мы уже видели объявления, так что теперь мы будем рассматривать операторы. Назначение условного оператора и операторов цикла по существу такие же, как и в других языках. Рисунок А – 4 показывает несколько примеров из них. Единственное, на что стоит обратить внимание, это то, что фигурные скобки используются для группировки операторов, а оператор while имеет две формы, вторая из которых похожа на оператор repeat Паскаля.

Cи также имеет оператор for, но он не похож на оператор for в любом другом языке. Оператор for имеет следующий вид:

Тоже самое можно выразить через опертор while:

В качестве примера рассмотрим следующий оператор:

Этот оператор устанавливает первые n элементов массива a равными нулю. Выполнение оператора начинается с установки i в ноль (это делается вне цикла). Затем оператор повторяется до тех пор, пока i < n, выполняя при этом присваивание и увеличение i. Конечно, вместо оператора присвоения значения текущему элементу массива нуля может быть составной оператор (блок), заключенный в фигурные скобки.

Си имеет также оператор аналогичный case-оператору в языке Pascal. Это switch-оператор. Пример представлен на рисунке А-5. В зависимости от значения выражения, указанного в switch, выбирается тот или иной оператор cаse.

Если выражение не соответствует ни одному из операторов case, то выбирается оператор по умолчанию (default).

Если выражение не связано ни с одним оператором case и оператор default отсутствует, то выполнение продолжается со следующего оператора после оператора switch.

Следует отметить, что для выхода из блока case следует использовать оператор break. Если оператор break отсутствует, то будет выполняться следующий блок case.

Оператор break также действует внутри циклов for и while. При этом надо помнить, что если оператор break находится внутри серии вложенных циклов, выход осуществляется только на один уровень вверх.

Связанным оператором является оператор continue, который не выходит из цикла,
но вызывает завершение текущей итерации и начало следующей итерации
немедленно. По сути, это возврат к вершине цикла.

Cи имеет процедуры, которые могут вызываться с параметрами или без параметров.
Согласно Кернигану и Ричи (стр. 121), не разрешено передавать массивы,
структуры или процедуры в качестве параметров, хотя передача указателей на все это
допускается. Есть ли книга или нет ее (так и всплывет в памяти:- «Если жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе»), многие компиляторы языка Си допускают структуры в качестве параметров.
Имя массива, если оно написано без индекса, означает указатель на массив, что упрощает передачу указателя массива. Таким образом, если a является именем массива любого типа, его можно передать в процедуру g, написав

Это правило действует только для массивов, на структуры это правило не расапространяется.
Процедуры могут возвращать значения, выполняя оператор return. Этот оператор может содержать выражение, результат выполнения которого будет возвращено в качестве значения процедуры, но вызвавшая процедура может смело игнорировать возвращаемое значение. Если процедура возвращает значение, то тип значение записывается перед именем процедуры, как показано на рис. A-6. Аналогично параметрам, процедуры не могут возвращать массивы, структуры или процедуры, но могут вернуть указатели на них. Это правило разработано для более эффективной реализации — все параметры и результаты всегда соответствуют одному машинному слову (в котором хранится адрес). Компиляторы, которые допускают использование структур в качестве параметров, обычно также допускают их использование в качестве возвращаемых значений.

C не имеет встроенных операторов ввода / вывода. Ввод/вывод реализуется путем вызова библиотечных функций, наиболее распространенные из которых проиллюстрированы ниже:

printf («x=% d y = %o z = %x
», x, y, z);

Первый параметр — это строка символов между кавычками (на самом деле это массив символов).

Любой символ, который не является процентом, просто печатается как есть.

Когда встречается процент, печатается следующий параметр в виде, определяемом буквой, следующей за процентом:

d — вывести в виде десятичного целого числа
o — печатать как восьмеричное целое
u — печатать как беззнаковое десятичное целое
x — печатать как шестнадцатеричное целое
s — печатать как строку символов
c — печатать как один символ

Также допускаются буквы D, 0 и X для десятичной, восьмеричной и шестнадцатеричной печати длинных чисел.

Выражения

Выражения создаются путем объединения операндов и операторов.

Си также позволяет объединять оператор присваивания с другими операторами, поэтому

Другие операторы также могут быть объединены таким образом.

и получим 074 для j.
Другой важной группой операторов являются унарные операторы, каждый из которых принимает только один операнд. Как унарный оператор, амперсанд & получает адрес переменной.

Если p является указателем на целое число, а i является целым числом, оператор

p = &i;

вычисляет адрес i и сохраняет его в переменной p.
Противоположным взятию адреса является оператор, который принимает указатель в качестве входных данных и вычисляет значение, находящееся по этому адресу. Если мы только что присвоили адрес i указателю p, тогда *p имеет то же значение, что и i.

Другими словами, в качестве унарного оператора за звездочкой следует указатель (или
выражение, дающее указатель), и возвращает значение элемента, на который указывает. Если i имеет значение 6, то оператор

j = *р;

присвоит j число 6.
Оператор! (восклицательный знак – оператор отрицания) возвращает 0, если его операнд отличен от нуля, и 1, если его оператор равен 0.

Он в основном используется в операторах if, например

проверяет значение х. Если x равен нулю (false), то k присваивается значение 0. В действительности, оператор! отменяет условие, следующее за ним, так же, как оператор not в Паскаль.

Оператор ~ является побитовым оператором дополнения. Каждый 0 в своем операнде
становится 1, а каждый 1 становится 0.

Оператор sizeof сообщает размер его операнда в байтах. Применительно к
массиву из 20 целых чисел a на компьютере с 2-байтовыми целыми числами, например sizeof a будет иметь значение 40.

Последняя группа операторов — это операторы увеличения и уменьшения.

означает увеличение р. На сколько увеличится p, зависит от его типа.
Целые числа или символы увеличиваются на 1, но указатели увеличиваются на
размер объекта, на который указывает Таким образом, если а является массивом структур, а р указатель на одну из этих структур, и мы пишем

аналогичен оператору p++, за исключением того, что он уменьшает, а не увеличивает значение операнда.

n = k++;

где обе переменные являются целыми числами, исходное значение k присваивается n и
только после этого происходит увеличение k. В операторе

n = ++ k;

сначала увеличивается k, затем его новое значение сохраняется в n.

Таким образом, ++ (или —) оператор может быть записан до или после его операнда, что приводит к получению различных значений.

Последний оператор – это? (знак вопроса), который выбирает одну из двух альтернатив
разделеных двоеточием. Например, оператор,

i = (x < y ? 6 : k + 1);

сравнивает х с у. Если x меньше y, тогда i получает значение 6; в противном случае переменная i получает значение k + 1. Скобки не обязательны.

Структура программы

Программа на С состоит из одного или нескольких файлов, содержащих процедуры и объявления.
Эти файлы могут быть скомпилированы по отдельности в объектные файлы, которые затем линкуются друг с другом (с помощью компоновщика) для формирования исполняемой программы.
В отличие от Паскаля, объявления процедур не могут быть вложенными, поэтому все они записываются на «верхнем уровне» в файле программы.

Допускается объявлять переменные вне процедур, например, в начале файла перед первым объявлением процедуры. Эти переменные являются глобальными, и могут использоваться в любой процедуре во всей программе, если только ключевое слово static не предшествует объявлению. В этом случае эти переменные нельзя использовать в другом файле. Те же правила применяются к процедурам. Переменные, объявленные внутри процедуры, являются локальными для процедуры.
Процедура может обращаться к целочисленной переменной v, объявленной в другом файле (при условии, что переменная не является статической), объявляя ее у себя внешней:

extern int v;

Каждая глобальная переменная должна быть объявленным ровно один раз без атрибута extern, чтобы выделить память под нее.

Переменные могут быть инициализированы при объявлении:

Массивы и структуры также могут быть инициализированы. Глобальные переменные, которые не инициализированы явно, получают значение по умолчанию, равное нулю.

Препроцессор Cи

Прежде чем исходный файл будет передан компилятору Cи, он автоматически обрабатывается
программой под названием препроцессор. Именно выход препроцессора, а не
оригинальная программа, подается на вход компилятора. Препроцессор выполняет
три основных преобразования в файле перед передачей его компилятору:

Про мини ПК:  Сканировать штрих-код

1. Включение файлов.
2. Определение и замена макросов.
3. Условная компиляция.

Все директивы препроцессора начинаются со знака числа (#) в 1-ом столбце.
Когда директива вида

#include «prog.h»

встречается препроцессором, он включает файл prog.h, строка за строкой, в
программу, которая будет передана компилятору. Когда директива #include написана как

то включаемый файл ищется в каталоге /usr/include вместо рабочего каталога. В Cи распространена практика группировать объявления, используемые несколькими файлами, в заголовочном файле (обычно с суффиксом .h), и включать их там, где они необходимы.
Препроцессор также позволяет определения макросов. Например,

Третья особенность препроцессора — условная компиляция. В MINIX есть несколько
мест, где код написан специально для процессора 8088, и этот код не должен включаться при компиляции для другого процессора. Эти разделы выглядят как так:

Если символ i8088 определен, то операторы между двумя директивами препроцессора #ifdef i8088 и #endif включаются в выходные данные препроцессора; в противном случае они пропускаются. Вызывая компилятор с командой

cc -c -Di8088 prog.c

или включив в программу заявление

мы определяем символ i8088, поэтому весь зависимый код для 8088 быть включен. По мере развития MINIX он может приобрести специальный код для 68000s и других процессоров, которые будут обрабатываться также.

В качестве примера того, как работает препроцессор, рассмотрим программу рис. A-7 (a). Она включает в себя один файл prog.h, содержимое которого выглядит следующим образом:

Представьте, что компилятор был вызван командой

cc -E -Di8088 prog.c

Именно этот вывод, а не исходный файл, дается как вход в Cи компилятор.

Обратите внимание, что препроцессор выполнил свою работу и удалил все строки, начинающиеся со знаком #. Если компилятор был бы вызван так

cc -c -Dm68000 prog.c

то была бы включена другая печать. Если бы он был вызван вот так:

cc -c prog.c

то ни одна печать не была бы включена. (Читатель может поразмышлять о том, что случилось бы, если бы компилятор вызывался с обоими флагами -Dflags.)

Идиомы

В этом разделе мы рассмотрим несколько конструкций, которые характерны для Cи, но не распространены в других языках программирования. Для начала рассмотрим петлю:

while (n—) *p++ = *q++;

Переменные p и q обычно являются символьными указателями, а n является счетчиком. Цикл копирует n-символьную строку из места, на которое указывает q, в место, на которое указывает р. На каждой итерации цикла счетчик уменьшается, пока он не доходит до 0, и каждый из указателей увеличивается, поэтому они последовательно указывают на ячейки памяти с более высоким номером.

Еще одна распространенная конструкция:

которая устанавливает первые N элементов а в 0. Альтернативный способ написания этого цикла выглядит так:

В этой формулировке целочисленный указатель p инициализируется так, чтобы указывать на нулевой элемент массива. Цикл продолжается до тех пор, пока p не достиг адреса N-ого элемента массива. Конструкция указателя гораздо эффективнее, чем конструкция массива, и поэтому обычно используют ее.

Операторы присвоения могут появляться в неожиданных местах. Например,

сначала вызывает функцию f, затем присваивает результат вызова функции a и
наконец, проверяет, является ли оно истинным (ненулевым) или ложным (нулевым). Если а не равно нулю, то условие выполнено. Оператор

также сначало значение переменной b переменной a, а затем проверяет a, не является ли значение ненулевым. И этот оператор полностью отличается от

который сравнивает две переменные и выполняет оператор, если они равны.

Послесловие

Вот и все. Вы не поверите, какое я получил огромное удовольствие, готовя этот текст. Как много я вспомнил полезного из того же языка Си. Надеюсь, вы тоже с удовольствием окунетесь в прекрасный мир языка Си.

C++: this often means a reference. For example, consider:

As such, C++ can pass by value or pass by reference.

C however has no such pass by reference functionality. & means «addressof» and is a way to formulate a pointer from a variable. However, consider this:

Deceptively similar, yet fundamentally different. What you are doing in C is passing a copy of the pointer. Now these things still point to the same area of memory, so the effect is like a pass by reference in terms of the pointed-to memory, but it is not a reference being passed in. It is a reference to a point in memory.

Try this (Compile as C):

If C had pass by reference, the incoming pointer address, when changed by addptr should be reflected in main, but it isn’t. Pointers are still values.

So, C does not have any pass by reference mechanism. In C++, this exists, and that is what & means in function arguments etc.

Edit: You might be wondering why I can’t do this demonstration in C++ easily. It’s because I can’t change the address of the reference. At all. From this quite good guide to references:

How can you reseat a reference to make
it refer to a different object?

You can’t separate the reference from
the referent.

Unlike a pointer, once a reference is
bound to an object, it can not be
«reseated» to another object. The
reference itself isn’t an object (it
has no identity; taking the address of
a reference gives you the address of
the referent; remember: the reference
is its referent).

In that sense, a reference is similar
to a const pointer such as int* const
p (as opposed to a pointer to const
such as int const* p). But please
don’t confuse references with
pointers; they’re very different from
the programmer’s standpoint.

By request, on returning references:

Any good compiler ought to give you this warning message in some form:

exp.cpp:7:11: warning: reference to stack memory associated with local variable
‘f’ returned

What does this mean? Well, we know function arguments are pushed onto the stack (note: not actually on x64, they go into registers then the stack, but they are on the stack literally on x86) and what this warning is saying is that creating a reference to such an object is not a good idea, because it’s not guaranteed to be left in place. The fact it is is just luck.

So what gives? Try this modified version:

Run this, and you’ll see both values get updated. What? Well they both refer to the same thing and that thing is being edited.

Время на прочтение

Что в ц

В основу статьи легли мои собственные выработанные нелегким путем знания о принципах работы и правильном использовании целых чисел в C/C++. Помимо самих правил, я решил привести список распространенных заблуждений и сделать небольшое сравнение системы целочисленных типов в нескольких передовых языках. Все изложение строилось вокруг баланса между краткостью и полноценностью, чтобы не усложнять восприятие и при этом отчетливо передать важные детали.

Всякий раз, когда я читаю или пишу код на C/C++, мне приходится вспоминать и применять эти правила в тех или иных ситуациях, например при выборе подходящего типа для локальной переменной/элемента массива/поля структуры, при преобразовании типов, а также в любых арифметических операциях или сравнениях. Обратите внимание, что типы чисел с плавающей запятой мы затрагивать не будем, так как это большей частью относится к анализу и обработке ошибок аппроксимации, вызванных округлением. В противоположность этому, математика целых чисел лежит в основе как программирования, так и компьютерной науки в целом, и в теории вычисления здесь всегда точны (не считая проблем реализации вроде переполнения).

Несмотря на то, что битовая ширина каждого базового целочисленного типа определяется реализацией (т.е. зависит от компилятора и платформы), стандартом закреплены следующие их свойства:

  • char: минимум 8 бит в ширину;
  • short: минимум 16 бит и при этом не меньше char;
  • int: минимум 16 бит и при этом не меньше short;
  • long: минимум 32 бит и при этом не меньше int;
  • long long: минимум 64 бит и при этом не меньше long.
  • Стандартный сhar может иметь знак или быть беззнаковым, что зависит от реализации.
  • Стандартные short, int, long и long long идут со знаком. Беззнаковыми их можно сделать, добавив ключевое слово unsigned.
  • Числа со знаком можно кодировать в двоичном формате в виде дополнительного кода, обратного или как величину со знаком. Это определяется реализацией. Заметьте, что обратный код и величина со знаком имеют различные шаблоны битов для отрицательного нуля и положительного, в то время как дополнительный код имеет уникальный нуль.
  • Символьные литералы (в одинарных кавычках) имеют тип (signed) intв C, но (signed или unsigned) char в C++.
  • sizeof(char) всегда равен 1, независимо от битовой ширины char.
  • Битовая ширина не обязательно должна отличаться. Например, допустимо использовать char, short и int, каждый шириной в 32 бита.
  • Битовая ширина должна быть кратна 2. Например, int может иметь ширину 36 бит.
  • Есть разные способы написания целочисленного типа. К примеру, в каждой следующей строке перечислен набор синонимов:
    int, signed, signed int, int signed;short, short int, short signed, short signed int;unsigned long long, long unsigned int long, int long long unsigned.
  • int, signed, signed int, int signed;
  • short, short int, short signed, short signed int;
  • unsigned long long, long unsigned int long, int long long unsigned.

Типы из стандартных библиотек

  • size_t (определен в stddef.h) является беззнаковым и содержит не менее 16 бит. При этом не гарантируется, что его ширина будет как минимум равна int.
  • ptrdiff_t (определен в stddef.h) является целочисленным типом со знаком. Вычитание двух указателей будет давать этот тип. При этом не стоит ожидать, что вычитание двух указателей даст int.
  • В stdint.h определена конкретная ширина типов: uint8_t, int8_t, 16, 32 и 64. Будьте внимательны к операциям, подразумевающим продвижение типов. Например, uint8_t + uint8_t даст int (со знаком и шириной не менее 16 бит), а не uint8_t, как можно было предположить.

Преобразования

Представим, что значение исходного целочисленного типа нужно преобразовать в значение целевого целочисленного типа. Такая ситуация может возникнуть при явном приведении, неявном приведении в процессе присваивания или при продвижении типов.

Как происходит преобразование?

Главный принцип в том, что, если целевой тип может содержать значение исходного типа, то это значение семантически сохраняется.

В более точной форме эти правила звучат так:

  • При преобразовании в беззнаковый тип новое значение равняется старому значению по модулю 2целевая ширина в битах. Объяснение:
    Если исходный тип беззнаковый и шире целевого, тогда старшие биты отбрасываются. Если исходный тип имеет знак, тогда в процессе преобразования берется исходное значение, и из него/к нему вычитается/прибавляется 2целевая ширина в битах до тех пор, пока новое значение не впишется в диапазон целевого типа. Более того, если число со знаком представлено в дополнительном коде, то в процессе преобразования старшие биты отбрасываются, как и в случае с беззнаковыми числами.
  • Если исходный тип беззнаковый и шире целевого, тогда старшие биты отбрасываются.
  • Если исходный тип имеет знак, тогда в процессе преобразования берется исходное значение, и из него/к нему вычитается/прибавляется 2целевая ширина в битах до тех пор, пока новое значение не впишется в диапазон целевого типа. Более того, если число со знаком представлено в дополнительном коде, то в процессе преобразования старшие биты отбрасываются, как и в случае с беззнаковыми числами.
  • В случае преобразования в тип со знаком случаи могут быть такими:
    Если исходное значение вписывается в диапазон целевого типа, тогда процесс преобразования (например, расширение знака) производит целевое значение, семантически равное исходному.Если же оно не вписывается, тогда поведение будет определяться реализацией и может вызвать исключение (к примеру, прерывание из-за переполнения).
  • Если исходное значение вписывается в диапазон целевого типа, тогда процесс преобразования (например, расширение знака) производит целевое значение, семантически равное исходному.
  • Если же оно не вписывается, тогда поведение будет определяться реализацией и может вызвать исключение (к примеру, прерывание из-за переполнения).
Про мини ПК:  Какой поиск лучше Яндекс или Гугл преимущества и недостатки систем

Арифметика

  • Унарный арифметический оператор применяется только к одному операнду. Примеры: -, ~.
  • Бинарный оператор применяется к двум операндам. Примеры: +, *, &. <<.
  • Если операнд имеет тип bool, char или short (как signed, так и unsigned), тогда он продвигается до int (signed), если int может содержать все значения исходного типа. В противном случае он продвигается до unsigned int. Процесс продвижения происходит без потерь. Примеры:
    В реализации присутствуют 16-битный short и 24-битный int. Если переменные x и y имеют тип unsigned short, то операцияx & y продвигает оба операнда до signed int. В реализации присутствуют 32-битный char и 32-битный int. Если переменные x и y имеют тип unsigned char, то операцияx – y продвигает оба операнда до unsigned int.
  • В реализации присутствуют 16-битный short и 24-битный int. Если переменные x и y имеют тип unsigned short, то операцияx & y продвигает оба операнда до signed int.
  • В реализации присутствуют 32-битный char и 32-битный int. Если переменные x и y имеют тип unsigned char, то операцияx – y продвигает оба операнда до unsigned int.
  • При выполнении арифметических операций над целочисленным типом переполнение считается неопределенным поведением (UB). Такое поведение может вызывать верные, несогласованные и/или неверные действия как сразу, так и в дальнейшем.
  • При выполнении арифметики над беззнаковым целым (после продвижений и преобразований) любое переполнение гарантированно вызовет оборот значения. Например, UINT_MAX + 1 == 0.
  • Выполнение арифметики над беззнаковыми целыми фиксированного размера может привести к едва уловимым ошибкам. Например:
    Пусть uint16_t = unsigned short, и int равен 32-битам. Тогда uint16_t x=0xFFFF, y=0xFFFF, z=x*y; x и y будут продвинуты до int, и x * y приведет к переполнению int, вызвав неопределенное поведение.Пусть uint32_t = unsigned char, и int равен 33-битам. Тогда uint32_t x=0xFFFFFFFF, y=0xFFFFFFFF, z=x+y; x и y будут продвинуты до int, и x + y приведет к переполнению int, то есть неопределенному поведению.Чтобы обеспечить безопасную арифметику с беззнаковыми целыми, нужно либо прибавить 0U, либо умножить на 1U в качестве пустой операции. Например: 0U + x + y или 1U * x * y. Это гарантирует, что операнды будут продвинуты как минимум до ранга int и при этом останутся без знаков.
  • Пусть uint16_t = unsigned short, и int равен 32-битам. Тогда uint16_t x=0xFFFF, y=0xFFFF, z=x*y; x и y будут продвинуты до int, и x * y приведет к переполнению int, вызвав неопределенное поведение.
  • Пусть uint32_t = unsigned char, и int равен 33-битам. Тогда uint32_t x=0xFFFFFFFF, y=0xFFFFFFFF, z=x+y; x и y будут продвинуты до int, и x + y приведет к переполнению int, то есть неопределенному поведению.
  • Чтобы обеспечить безопасную арифметику с беззнаковыми целыми, нужно либо прибавить 0U, либо умножить на 1U в качестве пустой операции. Например: 0U + x + y или 1U * x * y. Это гарантирует, что операнды будут продвинуты как минимум до ранга int и при этом останутся без знаков.
  • Деление на нуль и остаток с делителем нуля также относятся к неопределенному поведению.
  • Беззнаковое деление/остаток не имеют других особых случаев.
  • Остаток со знаком при отрицательных операндах может вызывать сложности, так как некоторые части являются однообразными, в то время как другие определяются реализацией.
  • Левый сдвиг беззнакового операнда (после продвижения/преобразования) считается определенным правильно и отклонений в поведении не вызывает.
  • Левый сдвиг операнда со знаком, содержащего неотрицательное значение, вследствие которого 1 бит переходит в знаковый бит, является неопределенным поведением.
  • Левый сдвиг отрицательного значения относится к неопределенному поведению.
  • Правый сдвиг неотрицательного значения (в типе операнда без знака или со знаком) считается определенным правильно и отклонений в поведении не вызывает.
  • Правый сдвиг отрицательного значения определяется реализацией.

Счетчик цикла

Предположим, что у нас есть массив, в котором нужно обработать каждый элемент последовательно. Длина массива хранится в переменной len типа T0. Как нужно объявить переменную счетчика цикла i типа T1?

  • Говоря обобщенно, переменная счетчика типа T1 будет работать верно, если диапазон T1 будет являться (не строго) надмножетсвом диапазона T0. Например, если len имеет тип uint16_t, тогда отсчет с использованием signed long (не менее 32 бит) сработает.
  • Нежелательно использовать переменную длины и переменную счетчика с разной знаковостью. В этом случае сравнение вызовет неявное сложное преобразование, сопровождаемое характерными для платформы проблемами. К примеру, не стоит писать такой код:

Для циклов, ведущих отсчет вниз, более естественным будет использовать счетчик со знаком, потому что тогда можно написать:

При этом для беззнакового счетчика код будет таким:

Заблуждения

Все пункты приведенного ниже списка являются мифами. Не опирайтесь на эти ложные убеждения, если хотите писать корректный и портируемый код.

  • char всегда равен 8 битам. int всегда равен 32 битам.
  • sizeof(T) представляет число из 8-битных байтов (октетов), необходимых для хранения переменной типа T. (Это утверждение ложно, потому что если, скажем, char равняется 32 битам, тогда sizeof(T) измеряется в 32-битных словах).
  • Можно использовать int в любой части программы и игнорировать более точные типы вроде size_t, uint32_t и т.д.
  • Знаковое переполнение гарантированно вызовет оборот значения. (например, INT_MAX + 1 == INT_MIN).
  • Преобразование указателя в int и обратно в указатель происходит без потерь.
  • Когда все операнд(ы) арифметического оператора (унарного или бинарного) имеют беззнаковые типы, арифметическая операция выполняется в беззнаковом режиме, никогда не вызывая неопределенного поведения, и в результате получается беззнаковый тип. Например: предположим, что uint8_t x; uint8_t y; uint32_t z;, тогда операция x + y должна дать тип вроде uint8_t, беззнаковый int, или другой разумный вариант, а +z по-прежнему будет uint32_t. (Это не так, потому что при продвижении типов предпочтение отдается типам со знаком).

Моя критика

  • Если вкратце, то знание и постоянное использование всех этих правил сильно нагружает мышление. Допущение же ошибки в их применении приводит к риску написания неверного или непортируемого кода. При этом такие ошибки могут как всплыть сразу, так и таиться в течение дней или даже долгих лет.
  • Сложности начинаются с битовой ширины базовых целочисленных типов, которая зависит от реализации. Например, int может иметь 16, 32, 64 бита или другое их количество. Всегда нужно выбирать тип с достаточным диапазоном. Но иногда использование слишком обширного типа (например, необычного 128-битного int) может вызвать сложности или даже внести уязвимости. Усугубляется это тем, что такие типы из стандартных библиотек, как size_t, не имеют связи с другими типами вроде беззнакового int или uint32_t; стандарт позволяет им быть шире или уже.
  • Правила преобразования совершенно безумны. Что еще хуже, практически везде допускаются неявные преобразования, существенно затрудняющие аудит человеком. Беззнаковые типы достаточно просты, но знаковые имеют очень много допустимых реализаций (например, обратный код, создание исключений). Типы с меньшим рангом, чем int, продвигаются автоматически, вызывая труднопонимаемое поведение с диапазонами и переполнение. Когда операнды отличаются знаковостью и рангами, они преобразуются в общий тип способом, который зависит от определяемой реализацией битовой ширины. Например, выполнение арифметики над двумя операндами, как минимум один из которых имеет беззнаковый тип, приведет к преобразованию их обоих либо в знаковый, либо в беззнаковый тип в зависимости от реализации.
  • Присутствие signed и unsigned версии каждого целочисленного типа удваивает количество доступных вариантов. Это создает дополнительную умственную нагрузку, которая не особо оправдывается, так как типы со знаком способны выполнять практически все те же функции, что и беззнаковые.
  • Ни в одном другом передовом языке программирования нет такого числа правил и подводных камней касательно целочисленных типов, как в С и C++. Например:
    В Java целые числа ведут себя одинаково в любой среде. В этом языке определено конкретно 5 целочисленных типов (в отличие от C/C++, где их не менее 10). Они имеют фиксированную битовую ширину, практически все из них имеют знаки (кроме char), числа со знаком должны находиться в дополнительном коде, неявные преобразования допускают только их варианты без потерь, а вся арифметика и преобразования определяются точно и не вызывают неоднозначного поведения. Целочисленные типы в Java поддерживают быстрое вычисление и эффективное упаковывание массивов в сравнении с языками вроде Python, где есть только bigint переменного размера. Java в значительной степени опирается на 32-битный тип int, особенно для перебора массивов. Это означает, что этот язык не может эффективно работать на малопроизводительных 16-битных ЦПУ (часто используемых во встраиваемых микроконтроллерах), а также не может непосредственно работать с большими массивами в 64-битных системах. К сравнению, C/C++ позволяет писать код, эффективно работающий на 16, 32 и/или 64-битных ЦПУ, но при этом требует от программиста особой осторожности.В Python есть всего один целочисленный тип, а именно signed bigint. В сравнении с C/C++ это сводит на нет все рассуждения на тему битовой ширины, знаковости и преобразований, так как во всем коде правит один тип. Тем не менее за это приходится платить низкой скоростью выполнения и несогласованным потреблением памяти.В JavaScript вообще нет целочисленного типа. Вместо этого в нем все выражается через математику float64 (double в C/C++). Из-за этого битовая ширина и числовой диапазон оказываются фиксированными, числа всегда имеют знаки, преобразования отсутствуют, а переполнение считается нормальным. Язык ассемблера для любой конкретной машинной архитектуры (x86, MIPS и т.д.) определяет набор целочисленных типов фиксированной ширины, арифметические операции и преобразования – с редкими случаями неопределенного поведения или вообще без них.
  • В Java целые числа ведут себя одинаково в любой среде. В этом языке определено конкретно 5 целочисленных типов (в отличие от C/C++, где их не менее 10). Они имеют фиксированную битовую ширину, практически все из них имеют знаки (кроме char), числа со знаком должны находиться в дополнительном коде, неявные преобразования допускают только их варианты без потерь, а вся арифметика и преобразования определяются точно и не вызывают неоднозначного поведения. Целочисленные типы в Java поддерживают быстрое вычисление и эффективное упаковывание массивов в сравнении с языками вроде Python, где есть только bigint переменного размера.
  • Java в значительной степени опирается на 32-битный тип int, особенно для перебора массивов. Это означает, что этот язык не может эффективно работать на малопроизводительных 16-битных ЦПУ (часто используемых во встраиваемых микроконтроллерах), а также не может непосредственно работать с большими массивами в 64-битных системах. К сравнению, C/C++ позволяет писать код, эффективно работающий на 16, 32 и/или 64-битных ЦПУ, но при этом требует от программиста особой осторожности.
  • В Python есть всего один целочисленный тип, а именно signed bigint. В сравнении с C/C++ это сводит на нет все рассуждения на тему битовой ширины, знаковости и преобразований, так как во всем коде правит один тип. Тем не менее за это приходится платить низкой скоростью выполнения и несогласованным потреблением памяти.
  • В JavaScript вообще нет целочисленного типа. Вместо этого в нем все выражается через математику float64 (double в C/C++). Из-за этого битовая ширина и числовой диапазон оказываются фиксированными, числа всегда имеют знаки, преобразования отсутствуют, а переполнение считается нормальным.
  • Язык ассемблера для любой конкретной машинной архитектуры (x86, MIPS и т.д.) определяет набор целочисленных типов фиксированной ширины, арифметические операции и преобразования – с редкими случаями неопределенного поведения или вообще без них.

Дополнительная информация (англ

Что в ц

Оцените статью
Карман PC
Добавить комментарий